Журнальный клуб Интелрос » Социологическое обозрение » со№4, 2021
Дарья Литвина
Научный сотрудник факультета социологии
(программа «Гендерные исследования»),
научный сотрудник Института междисциплинарных
медицинских исследований (ИММИ),
Европейский университет в СанктПетербурге
Адрес: ул. Гагаринская, д. 6/1А, г. Санкт-Петербург,
Российская Федерация 191187
E-mail: dlitvina@eu.spb.ru
Анна Темкина
PhD, профессор факультета социологии,
содиректор программы «Гендерные исследования»,
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Адрес: ул. Гагаринская, д. 6/1А, г. Санкт-Петербург,
Российская Федерация 191187
E-mail: temkina@eu.spb.ru
Цель данной статьи — проанализировать изменения, которые произошли в жизни социальных исследователей в первые месяцы пандемии 2020 года, когда и работа, и повседневность, и академическая рутина стали проблематизироваться и преображаться. Статья опирается на данные дневников, в которых исследователи с академическим опытом в социальных и гуманитарных науках фиксировали свою повседневную жизнь и рефлексировали по поводу ее изменений. Нас интересует, почему «академики» — относительно привилегированная группа, которая имела возможность безопасной удаленной работы и выполнения своих профессиональных обязательств во время периода самоизоляции, — испытывали фрустрацию и сильные моральные эмоции, связанные с работой. Мы показываем, что основные координаты — пространство и время, — утратили привычную структуру, препятствуя продуктивности и угрожая «правильному», дисциплинированному и продуктивному академическому «селфу». В дневниковых нарративах участники проекта описывают эмоциональные реакции на эту ситуацию, в том числе негативные чувства тревоги и вины за снижение продуктивности. «Новая» академическая реальность характеризовалась соединением (прежде разделенных) задач в одних и тех же временных и пространственных координатах и, как следствие, ощущением постоянной перегруженности. Одновременно с этим, академические сотрудники лишились рутинных форм профессиональной коммуникации и нетворкинга на повседневной основе. Данные показывают, что академические сотрудники ориентированы на самодисциплинирование и продуктивность, и их профессиональный «селф» производится через нормативное оценивание, самооценивание и сопоставление с референтными группами. Когда правила изменчивы, нестабильны или постоянно нарушаются, то это становится угрозой для «селф». Моральные эмоции служат маркером данного процесса до тех пор, пока «новый» социальный порядок не становится обжитым и рутинизированным.