Журнальный клуб Интелрос » Социологическое обозрение » т. 15, №3, 2016
Владимир Быстров
Доктор философских наук,
профессор Института философии
Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Университетская набережная, д. 7/9,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 199034
E-mail: vyb83@yandex.ru
Сергей Дудник
Доктор философских наук,
профессор, директор Института философии
Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Университетская набережная, д. 7/9,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 199034
E-mail: s.i.dudnik@gmail.com
Владимир Камнев
Доктор философских наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Университетская набережная, д. 7/9,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 199034
E-mail: kamnev4@yandex.ru
В статье предпринята попытка применить концепцию геофилософии Ж. Делёза и Ф. Гваттари к основному кругу проблем русской религиозной философии. На первый план при таком подходе выдвигаются мироустроительные проекты, в частности проект вселенской теократии Вл. Соловьева. Авторы статьи исходят из представления, что такого рода мироустроительные проекты являются обязательным компонентом рождающегося философского дискурса, без которого само возникновение философии было бы невозможно. Ключевые темы русской мысли — «русская идея», противопоставление России и Европы, историческая миссия России — рассматриваются не с точки зрения истинности или ложности их содержания, а как специфический интеллектуальный опыт освоения мирового пространства средствами философской мысли, как опыт геософии. В противостоянии утратившему сакральное измерение Западу пространство России предстает не только географическим регионом священного, мистической сферой телесного (В. В. Розанов), но и «ледяной пустыней» (К. П. Победоносцев) или тектоническим разломом, открывающим двери в иной мир (Вл. Соловьев и софиология). Помимо утратившего свое значение религиозного мистицизма русская геософия предоставляет современному исследователю оригинальную концепцию мира, понимаемого одновременно и как вселенная и как состояние, противоположное войне, конфликту, раздору. Геософское противопоставление России и Запада уже неоднократно опровергалось самой историей. Тем не менее оно возрождается вновь и вновь, в том числе и в виде идеологемы «многополярного мира». Мироустроительные проекты русской философии закономерно приобретали вселенский масштаб, что и было возможным вследствие специфического «недвойственного» использования категории «мир». Опыт русской геософии, как положительный, так и отрицательный, остается актуальным и заслуживает самого серьезного изучения.
Russian Religious Geosophy:
An Attempt of Philosophical and Historical Reconstruction
Vladimir Bystrov
Doctor of Philosophy, Professor,
Saint Petersburg University
Address: Universitetskaya nabereznaya, 7/9,
Saint Petersburg, Russian Federation 199034
E-mail: vyb83@yandex.ru
Sergei Dudnik
Doctor of Philosophy, Professor,
Saint Petersburg University
Address: Universitetskaya nabereznaya, 7/9,
Saint Petersburg, Russian Federation 199034
E-mail: s.i.dudnik@gmail.com
Vladimir Kamnev
Doctor of Philosophy, Professor,
Saint Petersburg University
Address: Universitetskaya nabereznaya, 7/9,
Saint Petersburg, Russian Federation 199034
E-mail: kamnev4@yandex.ru
In the article, an attempt is undertaken to apply the concept of geophilosophy of G. Deleuze and F. Guattari to the main range of problems of Russian religious philosophy. Under such an approach, 170 world development projects are put into the foreground, in particular, Vl. Solovyov’s project of universal theocracy. The authors begin with the representation that such world-organizing projects are an obligatory component of a nascent philosophical discourse. Several key themes of Russian thought, that is, such “Russian ideas” as the opposition between Russia and Europe, or the historical mission of Russia, are considered not only from the point of view of the validity or untruthfulness of their content, but as a specific intellectual experience of the reclamation of world areas by the means of philosophical thought, and the experience of geosophy. As opposition to the West failed, the sacral dimension of the expanse of Russia’s geography appears not only as a sacred geographical region or as a mystical, corporeal sphere (V. V. Rozanov), but also as an “icy desert” (K. P. Pobedonostsev), or as a tectonic break opening doors to another world (Vl. Solovyov and Sophiology). The world-development projects of Russian philosophy naturally find a universal scale, a possibility owing to specific “non-dualistic” uses of the category of the world. The experience of Russian geosophy, both positive and negative, remains a reality and deserves serious consideration.