Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Социологическое обозрение » т. 14, №4, 2015

Арсений Куманьков
Гуманизм как casus belli: критика теории справедливой войны в работах К. Шмитта

В статье рассматривается критика теории справедливой войны, представленная в работах Карла Шмитта. Интерес к теории справедливой войны возродился в середине XX века, когда благодаря усилиям ряда англо-американских авторов, в первую очередь М. Уолцера, была создана новая, секулярная, интерпретация этой концепции. Однако своё начало теория справедливой войны берёт в христианской политической мысли, и можно отметить, что и современные подходы к проблеме нравственного обоснования войны сохраняют определённые черты религиозной аргументации. Аргумент к морали в политике может быть сопоставлен с апелляцией к божественному закону, но вне христианского контекста политический морализм теряет свою значимость и обоснованность. К. Шмитт обратил внимание на это парадоксальное свойство теории справедливой войны, предложив взамен оригинальную концепцию оберегаемой войны. По его мнению, оберегание войны было одной из ключевых характеристик jus publicum Europaeum. Суть его сводилась к признанию врага равным по статусу политическим субъектом. Несмотря на то, что именно сторонники теории справедливой войны претендуют на роль защитников человечества, использование морали в политике, с точки зрения Шмитта, ведёт к дегуманизации врага и усилению тотальности конфликта. Область политического должна быть очищена от всех моральных привнесений, это позволит сделать её более сбалансированной. Концепция оберегаемой войны Шмитта, основанная на исключительно политическом подходе к понятию войны, оказывается в большей степени гуманной и обоснованной, нежели теория справедливой войны.

Humanism as Casus Belli:

Carl Schmitt’s Critique of Just War Theory

Arseniy Kumankov

Lecturer, Faculty of Humanities, National Research University Higher School of Economics

Address: Myasnitskaya str. 20, 101000 Moscow, Russian Federation

E-mail: akumankov@hse.ru

 

This article deals with the critique of Just War Theory (JWT) which appeared in the works of Carl Schmitt. JWT was revived in the middle of 1900s and was treated as an absolutely secular direction for military ethics. However, being Christian in its origin JWT retained a certain religious reasoning. This call for political morality could be compared to an appeal to divine law, but outside of the Christian context it loses its validity and weight. These features of JWT were noticed by Schmitt who offered the concept of bracketed warfare instead. The bracketing of war was an essential component of jus publicum Europaeum and it presupposed the recognition of an enemy as equal. Bracketed war was defined in political and legal terms and did not presuppose moral or religious evaluation of armed conflicts. In the 20th century bracketing of war was replaced with discrimination of war as morally and legally unacceptable act. JWT served as a theoretical foundation for this change. Though it is the prerogative of JWT to prove itself as an attempt at humanism, the invasion of morality into politics, from Schmitt’s perspective dehumanizes the enemy and increases the totality of a conflict. Schmitt insisted on purifying the political sphere from all moral constituents in order to make it more balanced. A mere political approach to war made Schmitt’s theory of bracketed war more humane and reasonable than JWT.



Другие статьи автора: Куманьков Арсений

Архив журнала
№3, 2020соц№1, 2021№2, 2021№3, 2021со№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017т. 16 № 3, 2017т. 16, №2, 2017т. 16, № 1, 2017т. 15, №4, 2016т. 15, №3, 2016т. 15, №2, 2016т. 15, №1, 2016т. 14, №4, 2015т. 14, №3, 2015т. 14, №2, 2015т. 14, № 1, 2015т. 13, №4, 2014т. 13, №3, 2014т. 13, №2, 2014т. 13, №1, 2014т. 12, №3, 2013т. 12, №2, 2013т. 12, №1, 2013т. 11, №3, 2012т. 11, №2, 2012т. 11, №1, 2012т. 10, №3, 2011т. 10, №1-2, 2011т. 9, №3, 2010т. 9, №2, 2010т. 9, №1, 2010т. 8, №3, 2009т. 8, №2, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба