Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №34, 2014-2015
О том, что Маяковский — не бронзовый памятник с Триумфальной площади, а живой человек с сильным и теплым телом и нормальным желанием это тело одеть и украсить, напомнила нам выставка «Маяковский „haute couture”: искусство одеваться». Заглавие-матрешка состоит из двух частей: «Маяковский:от кутюр» — глава из книги Ларисы Колесниковой (Колесникова 2008)1, многие годы заведовавшей мемориальным фондом Музея; «Искусство одеваться» — название журнала, который оформляла художница Валентина Ходасевич.
За славой Маяковского-поэта забывается его первая ипостась художника. А значит, и в живописи, и в одежде у него был отменный вкус. И еще он умел создать образ. Мог, например, взять у сестры желтую ленту и повязать на шею вместо галстука: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук» («Я сам»). Как настоящий художник, Маяковский носил банты разных расцветок и кашне из черных и желтых квадратов. На собственноручно нарисованной обложке его первого стихотворного сборника «Я!» красуется бант.
На выставке я наконец увидела, какого оттенка была знаменитая желтая кофта Маяковского. Оттенок этот — теплый, канареечный или, говоря словами самого поэта — цвета заката:
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
Сшила кофту из ткани с черной вертикальной полосой мать поэта А.А. Маяковская. В желтой кофте и цилиндре Маяковский выглядел сногсшибательно — так, что полиция запретила ему в этой кофте выступать. Поэт маскировался: приходил в пиджаке, а перед выходом на сцену переодевался в кофту. «Кофта фата» — хотел назвать первый сборник своих стихов Маяковский. Фатовской образ придавал ему уверенности на публичных выступлениях:
Хорошо, когда в желтую кофту
душа от осмотра укутана!
Первое турне футуристов — Давида Бурлюка, Василия Каменского и Маяковского — немало обязано своим успехом желтой кофте. Гонорары за вечера футуристы, по словам Каменского, получали «шаляпинские». Канули в лету времена, когда единственное пальто у Маяковского было подарено Бурлюком. После турне в гардеробе поэта появились розовый муаровый смокинг с черными атласными отворотами, красный бархатный жилет, блестящий пиджак, модное пальто.
В самые безбытные послереволюционные годы Маяковский умел поддерживать свой быт — на Лубянке, в крохотной комнате-лодке, где платяным шкафом ему служил чемодан-кофр. Уже потом, в квартире на Гендриковом, появился солидный платяной шкаф, с откидывающейся полочкой и зеркалом для бритья. Шкаф тоже стоит на выставке, а рядом — фотография бреющегося перед этим шкафом Маяковского с безумным взглядом и опасной бритвой в руке. Невольно думаешь о его конце — и, как защитная реакция, всплывает хорошо знакомая шутка Маяковского. Как-то он хотел одолжить у соседей бритву и получил отказ. «Бритва занята и будет занята еще долго», — нелюбезно сказали ему. «Понятно: слона бреете», — отрезал поэт.
В 1920-е годы, вместе с художниками-конструктивистами Александром Родченко, Варварой Степановой и Любовью Поповой, Маяковский работал над созданием нового, советского быта — красивых, удобных и массовых вещей. Его старшая сестра Людмила, окончившая Строгановское училище, работала художником по тканям на фабриках «Трехгорная мануфактура» и «Красная Роза». На выставке есть образцы ее тканей, как и ткани Поповой и Степановой; последние — конструктивистская, ранняя версия возникшего гораздо позже оп-арта. В редактируемом Маяковским журнале «ЛЕФ» печатались и теоретические статьи об одежде (экземпляры статей Варст (Варвары Степановой) «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда» и Осипа Брика «От картины к ситцу» представлены на выставке), и модели одежды. В экспозиции — два спортивных костюма Варвары Степановой (реконструкция Н. Левит): красно-белые блузы, юбка и шорты конструктивистских форм, сшитые из дешевой бязи, резко контрастируют с добротным гардеробом самого Маяковского: английское кепи, тонкие французские сорочки, твидовое пальто. В 1927 году он прочел трудящимся лекцию на тему «Даешь изящную жизнь».
Некоторые считают, что «буржуазное» пристрастие Маяковского к красивой одежде и аксессуарам привила поэту Лиля Брик, сама модница и щеголиха. Из-за этого пристрастия пролетарский поэт впоследствии получил репутацию «советского денди». Конечно, после знакомства в 1915 году с Лилей облик Маяковского изменился: на фотографии с ней он выглядит влюбленным, счастливым, как никогда элегантным. Но элегантность и артистизм, как еще раз убеждает в этом выставка, был свойственен поэту и раньше, и многим позже знакомства с Лилей. Встретившись с Маяковским, Теодор Драйзер писал: «динамичный, он выглядел как боксер и одевался как актер» (Колесникова 2008: 42). На стройном, атлетичном, пластичном Маяковском отлично сидела любая одежда — и блуза, и смокинг, и домашняя куртка, которую он особенно любил. Он не разделял элегантность и удобство — и в одежде, и в обуви. Голландский журналист Нико Рост встретил поэта на Курфюрстендамм: «Свободная, напоминающая боксера стойка, его фигура была приметна среди пешеходов. Он шагал широко, как моряк на суше» (там же: 112). Вместе они пошли покупать Маяковскому обувь. Тот выбрал спортивные ботинки на толстой подошве — «крепкие, как Россия» и оказавшиеся самыми дорогими. У него вообще были дорогие вкусы. Но разве хороший вкус может быть дешевым?
Любую
одежу
заказывайте Москвошвею,
и…
лучшие
девушки
нашей страны
сами
бросятся
вам на шею, —
писал Маяковский, но одежду для себя и наряды для Лили продолжал привозить из-за границы. Кстати, сохранилась пара туфель от фирмы «Вестон», привезенная из Парижа. Туфли — как новенькие. «Вечная вещь» — говорил о вестонах Маяковский. Да, они оказались вечными, но только благодаря тому, что когда-то были на ногах поэта. Сам же он под любой одеждой оставался нагим и свободным:
Сорвем ерунду пиджаков и манжет,
крахмальные груди раскрасим под панцирь,
загнем рукоять на столовом ноже,
и будем все хоть на день, да испанцы.
Чтоб все, забыв свой северный ум,
любились, дрались, волновались.
Эй!
Человек,
землю саму
зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь,
чтоб, исступленно царапая крыши,
в небо карабкались души артистов.
Литература
Колесникова 2008 — Колесникова Л. Другие лики Маяковского. М., 2008.
Примечание
1. Я благодарю заведующую выставочным отделом Музея Юлию Николаевну Садовникову за помощь в подготовке рецензии и предоставленные фотографии.