Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №23, 2012
«Силы созидания» (The Power of Making). Музей Виктории и Альберта, Лондон. 6 сентября 2011 — 2 января 2012
Изготовление тканей вручную и текстильная индустрия (а значит, и мода) неразрывно связаны между собой. Массовое фабричное производство тканей привело к тому, что одежда как конечный продукт все больше утрачивает связь с руками мастера. Однако накопленный за многие века опыт ручного изготовления тканей продолжает служить источником идей. Элитные ателье, специализирующиеся на пошиве вещей по индивидуальным заказам и в небольших количествах, по- прежнему используют традиционные методы производства одежды. Кроме того, за последние годы во многих странах отмечается новый всплеск интереса к ручному шитью, вязанию и другим видам рукоделия. Волна интереса к таким методам производства, накопленным за долгие века, наталкивается, однако, на препятствие, заключающееся в необходимости увязать ручную работу с современными технологиями таким образом, чтобы, с одной стороны, не утерять связи с прошлым, а с другой — приспособить ее к условиям современности. Выставка «Силы созидания», прошедшая в лондонском Музее Виктории и Альберта, посвящена как традиционным, так и новейшим методам производства, которые используют современные дизайнеры. Здесь представлены разнообразные объекты, сделанные вручную, например кожаное седло или велосипеды. А при входе посетителей встречает трехметровая горилла, изготовленная из проволочных вешалок, — «Серебряный Кинг» Дэвида Маха (2011).
Эта выставка, организованная при содействии Британского совета по ремеслам, проходит под девизом «Как делаются удивительные вещи». Она подробно рассказывает о том, какое место ремесло занимает в современной жизни. Экспонаты были отобраны таким образом, чтобы подчеркнуть связь между традиционными методами ручного производства и современными технологиями. Каждая представленная здесь вещь демонстрирует высокое мастерство, изощренное владение техникой и оригинальный подход. Выставка условно разделена на пять секций: «Методы изготовления», «Эволюция мастерства», «Погруженность в практику», «Источники нового знания» и «Думающие руки». Каждый экспонат сопровождается экспликацией, где не только указаны материалы, из которых он изготовлен, но и перечислены все технологии, использованные его создателем, — от электроники, вшитой в одежду, до плетения и мехатроники. В каждой секции можно найти разнообразные экспонаты, так или иначе относящиеся к производству тканей и одежды. Эта связь может быть как прямой (собственно одежда), так и косвенной — через метод производства или общие элементы.
По правую сторону выставочного зала находится группа из пяти предметов одежды. Здесь представлено связанное вручную темно-синее платье с коротким рукавом от Сандры Баклунд (2008). Его силуэт, отличающийся скульптурностью форм, повторяет человеческий скелет. Тут же по соседству размещены две классические шляпы (2010) лондонской фирмы James Lock & Co., занимающейся изготовлением головных уборов с 1676 года. Рядом можно увидеть «биокостюм» — скафандр для выхода в открытый космос (2002-2011), сконструированный профессором Массачусетского технологического института Дэйвой Дж. Ньюма- ном. При его разработке были использованы «сложные аэрокосмические технологии, промышленный дизайн и умение рисовать узоры». Эти экспонаты доказывают: дизайн и изготовление одежды находятся в постоянном развитии (оно происходит настолько быстро, что приходится изобретать новые материалы и технологии, чтобы поспеть за ним). Кроме того, они служат наглядным примером того, сколь разнообразными могут быть материалы и техники, применяемые при производстве различной одежды.
На выставке также представлено несколько работ известных дизайнеров высокой и коммерческой моды. Знаменитые «Армадилло» (2009) — туфли от Александра Маккуина — рассматриваются здесь не в историческом контексте, а в новом ключе, позволяющем оценить их прежде всего как результат совместных усилий более сотни профессионалов. Сумки-багеты Fendi, благодаря которым в конце 1990-х—начале 2000-х годов появилась мода на It Bag, рассматриваются здесь как промежуточное звено между ручным и массовым производством. В подтверждение этому здесь представлен выпущенный ограниченным тиражом набор от Fendi (2010): сумочка из пальмового волокна, нити и иглы для вышивания — чтобы оформить эту сумочку по своему вкусу.
Большой интерес представляют собой экспонаты, в которых традиционные методы производства ткани используются для совершенно необычных целей. К примеру, Питер Бутчер разработал удивительно красивые имплантаты из переплетенных шовных хирургических нитей, образующих узоры, напоминающие по форме кристаллы снега, которые устанавливаются подкожно и служат в качестве опорной точки для хирурга, занимающегося пересадкой тканей организма. Следующий экспонат — это кольцо от Норы Фок в форме подсолнуха, сплетенное вручную из нейлоновой мононити. Оба экспоната изготовлены за счет новаторского использования традиционных методов производства — это качество присуще многим другим представленным на выставке предметам.
Применение новых методов в дизайне одежды демонстрируется на примере «Вулфиллера» — специального волокна для починки шерстяных изделий, а также спрея «Фабрикан», используемого для создания напыляемой полимерной одежды. «Вулфиллер», созданный голландским дизайнером Хелен Клоппер, применяется для починки прорех на шерстяных изделиях путем их заполнения с помощью специального войлока. Если в процессе починки использовать нити разных цветов, то появляются совершенно новые одеяния в стиле пэч- ворк. Мануэль Торрес создал «Фабрикан» — распыляемый материал, состоящий из полимерного волокна, которое слипаясь образует ткань, когда учился в Королевском колледже искусств. Объединив такие не связанные друг с другом области знаний, как химические технологии, методы нанесения мелкодисперсного покрытия, напыление и дизайн одежды, Торрес создал совершенно новый продукт, имеющий сотни вариантов применения.
Другие представленные на выставке экспонаты, хотя и не имеют столь широкой сферы применения, не оставляют сомнения в том, что их автор испытывал всепоглощающую страсть и был полностью увлечен процессом работы. Например, платье «Вдова» дизайнера Сьюзи Макмюррей из кожи, проколотой вручную адамантиновыми булавками. На его изготовление ушло более семи месяцев и 100 тысяч булавок. Получившееся в результате одеяние, тяжелое и своими иглами напоминающее шкуру дикобраза, ближе к скульптурному произведению, чем к одежде.
Без сомнения, каждый дизайнер и художник, который посетит эту выставку, обязательно найдет здесь для себя источник вдохновения. Даже объекты, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к моде и текстилю, демонстрируются в такой ненавязчивой манере, что нельзя не задуматься: а как их применить к одежде? Какое, например, отношение к моде может иметь портативный 3D-принтер Up! Printer фирмы Delta Micro Factory Corporation (2010)? Или Eggbot Robot — art Kit, разработанный Уинделлом Оскэем и Ленор Эдман в лаборатории Evil Mad Scientist (2010), устройство, которое позволяет наносить изображение на любые сферические поверхности. Оно использует открытый программный код и устроено так, чтобы его можно было «взломать». Если такие продукты будут широко доступны, не останется сомнений в том, что творческие люди начнут использовать их самым неожиданным образом, что в конечном итоге приведет к появлению новых тканей и новых технологий их производства.
Если добавить к этому два фильма, подробно рассказывающие о процессе «созидания», то можно утверждать: эта выставка дает довольно четкое представление о том, что стоит за этим понятием сегодня.
Перевод с английского Марины Михайловой