Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №1, 2000

В.Н. Назаров
Опыт хронологии русской этики ХХ в.: первый период (1900–1922)
Просмотров: 1184

Периодизация русской этики XX века
Предлагаемая хронология представляет собой опыт концептуального изложения основных событий в области русской этики XX в. (1900–2000 гг.) в связи с историей мировой этической мысли.
«Этические события» можно подразделить на следующие виды:
1) источники, труды по этике: (нравственно-философские трактаты, монографии, словари, учебные пособия, статьи, лекции и т.п.);
2) этические дискуссии и конференции;
3) этические сообщества и организации;
4) этические (моральные) кодексы;
5) этическое образование и просвещение. Этика оставила глубокий след в истории русской культуры XX в.,
хотя в сравнении с религией или искусством ее влияние на общественную жизнь было не столь очевидным и непосредственным.
Воздействие этических идей на культуру и нравственную жизнь в России XX в. шло по трем основным направлениям:
1. Этика выступала как своеобразная форма борьбы со злом, как реакция и ответ на конкретный вызов зла. Причем эта реакция являлась не только констатацией свершившегося зла, но означала внутреннее творческое преображение зла в добро, «противление
 

 


* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного фонда (проект № 00-03-00112: «История русской этики ХХ века»).
 
 
– 108 –
 
злу добром». Этика призвана была обнаружить метафизическую непоколебимость и автономию добра. Если зло выказывает и утверждает себя само, то добро нуждается в этической манифестации. В этой связи нравственный философ берет на себя ответственность за реальность зла и пытается противоборствовать ему путем метафизической манифестации добра.
2. Русская этика стремилась стать институционально значимой, т.е. дать не только метафизическое, но и социально-правовое, нравственно-религиозное, антропологическое «оправдание добра», манифестировать добро как «закон жизни», «общественный идеал», «духовный абсолют». Это определило особый тип российской жизни, построенный на началах этики. Речь идет не просто о нравственной жизни в ее нормативно-стихийном проявлении, но о сознательной, «идейной» этической жизни, на принципах которой строятся все другие типы межчеловеческих отношений, как это имело место, например, в толстовских коммунах или педагогических экспериментах Макаренко. В этом заключается потенциальная актуальность этических идей, их глубинная связь с политическими движениями, социальными реформами, религиозными исканиями, педагогическими проектами.
3. Однако главным средством воздействия этики на российскую действительность явилось само мировоззрение, содержащее в своей структуре характерные этические элементы. На этическую окрашенность русского мировоззрения указывали многие русские мыслители, и прежде всего Н.Я.Грот, П.Е.Астафьев, М.В.Безобразова, С.Л.Франк, Э.Л.Радлов, В.В.Зеньковский и др. Истоки этического мировоззрения и смысл русской этики в целом попытался раскрыть в своей публичной лекции «Иван Карамазов как философский тип» С.Н.Булгаков. Приоритет этики в русском сознании он усматривал в особой национальной черте, названной им «болезнью совести». Суть этой «болезни» заключается в том, что в России «между идеалом и действительностью, между требованиями разума и жизни лежит огромная пропасть, существует страшный разлад». Мировоззренческая актуальность, востребованность этики определяется необходимостью преодоления этого разрыва: этика призвана приблизить идеал к жизни, переустроить жизнь в соответствии с идеалом. Именно в своеобразии русской этики заключена отчасти «тайна» русской истории XX столетия, с ее непрекращающимися экспериментами в области социальной жизни. Этика как главный симптом «болезни совести» постоянно инициировала в русском сознании стремление
 
 
– 109 –
 
к «опытному оправданию отвлеченных принципов», применению теории на практике, к переустройству жизни согласно нравственным началам» (Радлов). Все это получило свое яркое отражение в русской этике XX в.: от попыток создания «этического марксизма» в начале века до идеи руководства и управления процессами нравственного воспитания и социально-нравственного развития общества в целом в конце XX столетия.
История русской этики XX в. может быть условно разделена на четыре основных периода.
Первый период – с начала века по 1922 г. – характеризуется свободным развитием и противостоянием различных направлений этической мысли (марксистской, религиозно-философской, позитивистской, теософской, богословской) на фоне широко представленной переводной зарубежной этической литературы.
Второй период – с середины 20-х до середины 50-х гг. – определяется раздвоенностью этической мысли на этику русского зарубежья, продолжающую и развивающую преимущественно традицию религиозно-философской этики, и марксистско-ленинскую этику, монополизировавшую моральную идеологию в советской России. Это раздвоение этической мысли можно условно датировать 1925 г., когда в Берлине вышла в свет книга И.А.Ильина «О сопротивлении злу силой», а в Москве достигла своего апогея дискуссия по поводу принятия кодекса «партэтики». Конец данного периода был ознаменован, с одной стороны, созданием в рамках марксистской этики «теории коммунистической морали» (1955), инициировавшей принятие морального кодекса строителя коммунизма, а с другой – посмертной публикации в Мюнхене книги того же Ильина «Поющее сердце» (1958), завершающей русскую религиозно-этическую традицию в духе классической моралистики.
Третий период – с начала 60-х по конец 80-х гг. – может быть обозначен как период советской этики и охарактеризован в целом как совместный процесс достижения конкретно-теоретического знания о морали в рамках марксистского мировоззрения. Этот период имеет несколько условных точек отсчета: первая собственно этическая дискуссия по проблеме категорий этики (1961–1965 гг.); первый учебник по этике (Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. М., 1961); первая собственно этическая монография (Архангельский Л.М. Категории марксистской этики. М., 1963); наконец, первая и фактически единственная своего рода диссидентская книга по этике (Мильнер-Иринин Я.А. Этика,
 
 
– 110 –
 
или принципы истинной человечности. М., 1963). Этот период также отмечен неявным обращением к кантовским принципам формализации и систематизации этики (феномен «этического криптокантианства»). Он завершается установлением типологических способов понимания и обоснования морали в рамках марксистской этики (см. сб. «Что такое мораль?», 1988), свидетельствующим о намечающемся плюрализме идей в советской этике.
Четвертый период – начало 90-х – конец 90-х гг. – может быть определен как период российской этики. Он ознаменован возвращением «этики русского зарубежья» в Россию, возрождением основных направлений русской этической мысли (см. характеристику первого периода), а также их взаимопроникновением, что необходимо ведет к синтезу этических знаний, предшествующему формированию новой этической парадигмы XXI в.
 
Общая характеристика I периода:
смысловая интерпретация ключевых событий.
1. П.Б.Струве и Н.А.Бердяев предпринимают попытку этического обновления, трансформации марксизма путем «метафизической реабилитации долженствования» (Струве) и обоснования «объективности нравственного миропорядка» (Бердяев). Чуть позже к ним присоединяются С.Н.Булгаков, П.А.Новгородцев и С.Л.Франк.
2. Результатом этих усилий становится создание системы русского «этического идеализма», отличительными чертами которого являются: примат этики; этический радикализм; панморализм; моральная патетика; моральная автономия личности.
3. Этический идеализм становится истоком русского религиозного ренессанса и вместе с тем он растворяется и исчезает в нем. Этическая проблема подменяется проблемой религиозной. Решающая роль в этом процессе принадлежит С.Н.Булгакову, Д.С.Мережковскому и А.В.Луначарскому, совершившим поворот от «правдоискательства» к «богоискательству», от христианской этики к эстетическому христианству. В результате – на место «этического социализма» в Россию приходит социализм религиозный, обреченный на утопизм.
4. Параллельно с развитием «этического марксизма» в России развивается «марксистская этика», как в ее неортодоксальном, богостроительном (С.А.Вольский, А.В.Луначарский, Н.Н.Кошкарев и др.), так и ортодоксальном вариантах (Г.В.Плеханов, Л.И.Аксельрод, А.М.Коллонтай и др.).
5. На основе социологических и психобиологических теорий в России создается модель «позитивной, научной» этики, в обосновании которой приняли участие представители
 
 
– 111 –
 
самых разных течений общественной мысли: Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокин, П.А.Кропоткин, И.И.Мечников, В.М.Чернов, В.А.Базаров и др.
6. Систематизация этики достигает своего высшего уровня в нравственно-богословской, православно-христианской традиции (И.Л.Янышев, Н.С.Стеллецкий, С.М.Зарин и др.).
7. Две основных тенденции институциональности этики: а) толстовство как общинная и индивидуально-личностная форма институциональности: руководство принципами любви и непротивления как «всеобщим законом жизни»;
б) государственно-социалистическая форма институциональности: партийный «суд совести» как орган управления и руководства нравственным процессом.
 
1900
П.Б.Струве в своей статье: О нашем времени. 1. Высшая ценность жизни // Северный курьер. 16 января 1900 г., предпринимает одну из первых попыток этического обновления марксизма[1].
В письмах к П.Б.Струве от 25 февраля и 17 октября Н.А.Бердяев выдвигает задачу «борьбы за этический марксизм» в духе кантовской метафизики нравственности: «…пора уже, наконец, марксистам признать самостоятельное значение этической точки зрения» и «метафизическое значение нравственности, предполагающее, в конце концов, нравственный миропорядок».
В Париже на французском языке выходит книга русского философа и социолога, профессора свободной школы социальных наук Е.В.Де-Роберти: Constitution de l ethique. Paris. 1900, 223 p. (Обоснование этики), в которой предложена концепция социопсихического объяснения природы моральных ценностей.
В Санкт-Петербурге (Тип. М.М.Стасюлевича) издана работа Л.И.Шестова «Добро в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (Философия и проповедь)», в которой развивается традиция экзистенциальной этики жизни и предпринимается обоснование морали на почве «философии веры».
 
 
– 112 –
 
Челпанов Г.И. Моральная система утилитаризма // Мир Божий. СПб., 1900, № 11.
Миртов Д.П. Нравственное учение Климента Александрийского // Христианское Чтение. СПб, 1900, № 4–5.
Айхенвальд Ю.И. Очерк этических воззрений Н.Я.Грота // Вопросы философии и психологии, 1900, кн. 51.
Под. ред. А.И.Введенского начинается издание собр. соч. Ф.Ницше в 10 томах. (М.: М.В.Клюкин, 1900-1903). В том же году отдельным изданием выходит книга «По ту сторону добра и зла».
В переводе с французского выходит фундаментальный труд популярного в России в конце XIX – нач. XX в. философа А.Фулье «Критика новейших систем морали» (СПб.: Образование, 407 с.).
Сутерланд А. Происхождение и развитие нравственного инстинкта. СПб.: Ф.Ф Павленков. Рецензию С.Казанского см.: Вопросы философии и психологии. 1900, кн. 55.
Кирхнер Фр. Наука о нравственности / Пер. с нем. под ред. и с предисл. Л.Е.Оболенского. СПб.: В.И.Губинский.
Третье издание книги Дж.С.Милля «Утилитарианизм. О свободе». СПб.: И.П.Перевозчиков.
 
1901
В Санкт-Петербурге (СПб.: О.Н.Попова) издается книга Н.А.Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» с предисловием П.Б.Струве. В книге предпринимается попытка обоснования объективности нравственного закона. В предисловии Струве, представляющим собой самостоятельный очерк метафизического обоснования нравственности, работа Бердяева охарактеризована как первый опыт законченного и систематического выражения «этического идеализма».
21 ноября в Киеве состоялась публичная лекция С.Н.Булгакова «Иван Карамазов как философский тип», в которой предпринята попытка обосновать приоритетное значение этики в русском сознании. Источник этического абсолютизма Булгаков усматривает в «болезни совести», являющейся реакцией на «страшный разлад» между идеалом и российской действительностью.
В сборнике статей А.И.Введенского «Философские очерки. Вып. 1.» (СПб.: Тип. В.С.Балашев и К) публикуется работа «Условия позволительности веры в смысл жизни», представляющая собой оригинальный вариант «этической гносеологии».
 
 
– 113 –
 
В Санкт-Петербурге выходит труд профессора духовной академии А.А.Бронзова «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия» (СПб.: Тип. Ф.Елеонского), магистерское сочинение которого «Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности» (1883) до сих пор остается едва ли не единственным на русском языке источником по этике Аквината.
6-е издание учебника для духовных семинарий П.Ф.Солярского «Нравственное православное богословие», в основу которого положены «Записки по нравственному богословию. В 3 т.» (СПб., 1860–1863).
Социальная мораль. Статьи профессоров свободной школы социальных наук в Париже. Под ред. А.Г.Тимофеева. СПб.: Б.Н.Звонарев. В сборнике представлена статья Е.В.Де-Роберти «Нравственность и политика», в которой предпринята попытка обоснования этики как «всеобщей науки о социальной действительности».
В Санкт-Петербурге выходит собр. соч. в 5 т. СПб.: О.Н.Попова, известного французского философа Ж.М.Гюйо, в которое вошли такие его труды по этике, как «История и критика современных английских учений о нравственности», «Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями», «Очерк морали». Однако главный труд Гюйо «Нравственность без обязательств и санкций», оказавший огромное влияние на этический анархизм П.А.Кропоткина, был издан на русском языке только в 1923 г.
В переводе с нем. выходит книга философа и социолога Л.Вольтмана «Система морального сознания в связи с отношением критической философии к дарвинизму и социализму» (СПб.: Зяблин-ский и Пятин), представляющая собой характерное для России начала века эклектическое соединение элементов кантианства, дарвинизма и исторического материализма.
3-е издание книги немецкого этика Теобальда Циглера «Что такое нравственность?» СПб.: Образование.
 
1902
Н.Ф.Федоров пишет свою программную статью «Супраморализм, или Всеобщий синтез», позднее включенную в 1 т. «Философии общего дела» (Верный, 1906); в ней он ставит задачу обосновать критерий безусловного, всеобщего, положительного добра, который он связывает не только с «сохранением жизни живущим», но и «возвращением жизни умершим».
 
 
– 114 –
 
На английском языке выходит книга П.А.Кропоткина «Mutual Aid: a Factor of Evolution», оформляющая его концепцию «взаимной помощи», основы которой он изложил в ряде статей, помещенных в английском журнале Nineteen Centurе (XIX столетие). Русский перевод опубликован в 1907 году под названием «Взаимная помощь как фактор эволюции». СПб.: Т-во «Знание».
В Санкт-Петербурге издана книга профессора Новороссийского университета, видного специалиста в области международного права П.Е.Казанского «Право и нравственность как явление всемирной культуры, в которой предпринимается сравнительный историко-культурный анализ явлений права и нравственности.
Городенский Н.Г. Учения, отрицающие специфическую природу нравственной оценки // Вера и Разум. Харьков, 1902. № 2–3.
5-е издание книги немецкого этика Карла Гильти «Счастье», известного автора «Популярных очерков по нравственной философии». СПб.: А.А.Лейферт. Рус. пер. 1894, 1898.
2-е издание книги немецкого философа Фр.Диттеса «Этика Спинозы, Лейбница и Канта. Критические этюды» / Под ред. С.Грузенберга. СПб.: Тип. А.Н.Михайлова.
Фризо Л. История нравственной философии. СПб. Тип. С.Б.Звонарева.
 
1903
В издательстве Московского психологического общества выходит сборник «Проблемы идеализма», объединивший статьи 12 авторов (под общ. ред. П.А.Новгородцева), ставший программой русского этического идеализма, противостоящего, с одной стороны, формализму кантовской этики, а с другой – позитивизму и материализму эволюционистских и социологических учений. Ключевыми статьями сборника явились работы Н.А.Бердяева «Этическая проблема в свете философского идеализма», П.А.Новгородцева «Нравственный идеализм в философии права» и С.Л.Франка «Фр.Ницше и «этика любви к «дальнему».
В Санкт-Петербурге посмертно издается сочинение П.Л.Лаврова «Современные учения о нравственности и ее история» (СПб.: Тип. Бусселя).
Городенский Н.Г. Нравственное сознание человечества. Серг. Посад: Тип. Свято-Троицко-Серг. Лавры (Отт. из журн. «Вера и разум»).
 
 
– 115 –
 
На русском языке выходит собр. соч. в 6 т. С.Смайлса (СПб.: Т-во М.О.Вольф), моралистические произведения которого («Долг», «Характер» и др.) пользовались в России конца XIX – начала XX в. весьма широкой популярностью.
В Кембридже опубликованы «Принципы этики» Дж.Мура, положившие начало метаэтическому дискурсу. Однако на русскую этическую традицию XX в. эта работа не оказала сколь-нибудь заметного влияния. Первый русский перевод книги Мура увидел свет только в 1984 г.
 
1904
В Санкт-Петербурге издается книга основоположника психологического направления русской философии права Л.И.Петражицкого «О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях» (СПб.: Тип. Э.Л.Пороховщиковой).
28 декабря на торжественном заседании Моск. психологического общества, посвященного памяти И.Канта, П.А.Новгородцев читает доклад «Кант как моралист» (опубликован в журнале Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 76), в котором ставит перед собой задачу показать нравственные истоки и этический смысл дуализма кантовской философии.
Давыдов И. Мораль долга и идея автономной личности // Новый Путь. СПб., 1904, № 11-13.
Лозинский Е. Современные этические искания // Образование. СПб., 1904, сентябрь.
В русском переводе выходят две книги В.Виндельбанда, оказавшие существенное влияние на формирование криптокантианской традиции в русской и советской этике: «О свободе воли. Двенадцать лекций» и «Прелюдии: Философские статьи и речи». Пер. и предисл. С.Франка. СПб.: Д.Е.Жуковский. В последней работе этической теме посвящен раздел «О принципе морали».
 
1905
В книге «Очерки реалистического мировоззрения. Сборник статей по философии, общественной науке и жизни» (СПб: С.Дороватовский и А.Чарушников) с программными статьями по этике выступили известные русские философы-эмпириокритики. В.А.Базаров в работе «Авторитарная метафизика и автономная
 
 
– 116 –
 
личность» выдвинул этическую концепцию «гармонизации гедонических ценностей», а С.А.Суворов в статье «Основы философии жизни» предложил оригинальный вариант этики «жизнеутверждения» или этики «творческой жажды жизни».
В Казани (Центр. тип.) издается фундаментальный труд профессора Казанской Духовной академии В.И.Несмелова «Наука о человеке», в котором развертывается своеобразное этико-антропологическое доказательство бытия Бога (нравственная деятельность человека рассматривается как свидетельство реального существования Бога в мире). «Христианский этикоцентризм» В.И.Несмелова был охарактеризован Н.А.Бердяевым как единственный в своем роде опыт нравственно-философского построения религиозной антропологии.
В журнале «Образование» (1905, № 9–10) появляется статья А.М.Коллонтай «Проблема нравственности с позитивной точки зрения», в которой автор в полемике с этическим идеализмом пытается обосновать историко-материалистическую («позитивную») точку зрения на проблему источника нравственности и ее общественного назначения.
Во вступительной статье «Новая теория позитивного идеализма», написанной к книге Р.Авенауриса «Критика чистого опыта», А.В.Луначарский выдвигает концепцию «индивидуалистического аморализма», представляющую собой редкую для российской этики попытку синтеза марксизма и ницшеанства.
Хвостов В.М. Этика Ницше // Русская мысль. 1905. № 7, 12.
В Санкт-Петербурге третьим изданием выходит книга Н.И.Кареева «Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике». СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, в которой предлагается «позитивная», субъективно-психологическая интерпретация реальности трансцендентных ценностей (высшего и всеобщего блага, долженствования, смысла жизни, бессмертия).
Л.И.Петражицкий публикует книгу «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» (СПб.: Тип. Э.Л.Пороховщиковой), в которой дается сравнительный, формально-структурный анализ функций права и нравственности в свете психологической мотивации поведения. Знакомство с этой работой могло бы оказать существенное влияние на характер формальных исканий советских этиков 70-х гг.
В издательстве «Посредник» публикуется книга по эзотерической (теософской этике): «Свет на пути. Из древнего индусского писания «Книга золотых правил». Сост. Е.П.
 
 
– 117 –
 
Спекторский Е.В. Из области чистой этики // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. 78.
Войтинский В. Этическое начало в хозяйственной жизни // Вопросы жизни. СПб., 1905. № 9-11.
Миртов Д.П. Нравственная автономия по Канту и Ницше // Христианское Чтение. 1905, апрель.
Давыдов И. Аморализм Ницше и идея долга // Вопросы жизни. СПб., 1905. № 2.
Трубецкой Е.Н. Метафизические предположения Идеи Добра // Вопросы жизни. 1905. № 4, 5.
В различных издательствах Санкт-Петербурга и Москвы («Знание», «Голос», «Просвещение», «Колокол» и др.) выходит книга австрийского экономиста и теоретика анархизма Антона Менгера «Социализм и этика. Новое учение о нравственности», которая за два года выдержало 10 (!) изданий.
В рамках «Общеполезной библиотеки для самообразования» (№ 30–33) выходит 4-е издание книги проф. филологии Эдинбургского университета Дж.Ст.Блекки «Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство и утилитаризм» (М.: М.В.Клюкин).
Липпс Т. Основные вопросы этики. Пер. с нем. под ред. П.Б.Струве и Н.О.Лосского. СПб.: Изд. О.Н.Поповой. Рец. С.Аскольдова см.: Вопросы жизни. СПб., 1905. № 6.
Генсель П. Основные проблемы этики. Пер. с нем. СПб.: Образование.
 
1906
Под ред. А.В.Луначарского на рус. яз. издается книга К.Каутского «Этика и материалистическое понимание истории» (СПб.: Знание), сыгравшая определяющую роль в становлении и развитии марксистской этики в России в первой четверти XX в. Книга выдержала рекордное число изданий – 11, последнее – в 1922 г. с Приложением Л.И.Аксельрод «Этика Каутского». Этическая концепция Каутского, представляющая собой синтез кантианства, дарвинизма и исторического материализма официально была дезавуирована только философской дискуссией 1926–1930-х гг. Рецензия на книгу Каутского см.: Вопросы философии и психологии, кн. 88.
А.М.Коллонтай печатает полемическую статью «Этика и социал-демократия» // Образование. 1906. № 2, представляющую собой ответ на публикацию И.С.Покровского в «Полярной звезде»
 
 
– 118 –
 
«Этические основы политики», в которой она пытается обосновать объективный критерий этической ценности классового интереса пролетариата.
В Москве издается книга Н.Н.Кошкарева «О пролетарской этике» («Слово»), выдержавшая несколько переизданий (последнее в 1923 г.) и представляющая собой один из вариантов «богостроительной этики» в марксизме.
В еженедельнике «Вестник жизни» (№ 1, 6) печатаются две рецензионные статьи А.В.Луначарского: «Этика и марксизм» (посвященная книге К.Каутского) и «Пролетариат и этика» (критический разбор работы Н.Н.Кошкарева «О пролетарской этике»).
В Санкт-Петербурге вторым изданием выходит фундаментальный систематический труд по нравственному богословию «Православно-христианское учение о нравственности» прот. И.Л.Янышева. По словам историка русского богословия Н.Н.Глубоковского, в этой работе дана «теоретическая конструкция моральной системы посредством углубленного анализа самой идеи нравственности».
В Санкт-Петербурге публикуется книга одного из идеологов эсеров Н.Д.Авксентьева «Сверхчеловек: Культурно-этический идеал Ницше» (СПб.: Север), в которой предпринимается попытка синтезировать волюнтаристский индивидуализм Ницше и ригоризм Канта: мораль «я хочу» и мораль «ты должен».
Р.Штайнер читает в Париже так называемый «русский цикл лекций», который первоначально предполагалось провести в имении Е.Ф.Писаревой под Калугой. 18-ая лекция цикла – «Апокалипсис (О тайне зла)» – представляет собой эзотерическое обоснование этики непротивления злому. Первая публикация на русском языке: Штайнер Р. Из области духовного знания. М.: Энигма, 1997. С. 248–255.
Фаминский В.И. Религиозно-нравственные воззрения Л.А.Сенеки и отношения их к христианству. В 3 ч. Киев: Тип. И.И.Горбунова (Труды Киевской духовной академии).
Знаменский С.П. Современный индивидуализм в этическом отношении // Богословский Вестник. М., 1906, декабрь.
Виноградов Н.Д. Этические воззрения Шефстбери // Вопросы философии и психологии, 1906, кн. 82–83.
На русском языке публикуется книга английского писателя-моралиста Т.Карлейля «Этика жизни»(пер., под ред. и с предисл. В.В.Битнера. СПб.: Изд. журн. «Вестник знания»), представляющая собой сборник моралистических сентенций из различных сочинений автора.
 
 
– 119 –
 
В Москве в русском переводе выходит книга известного немецкого философа и педагога Фр.Паульсена «Основы этики» (под. ред. В.Н.Ивановского – М.: М.Н.Прокопович), автора классического двухтомного труда System der Ethic (1889).
В Санкт-Петербурге публикуется книга П.Лафарга «Происхождение идеи добра. Происхождение идеи справедливости и несправедливости». Под ред. Б.Юховцевой. СПб.: М.Малых.
 
1907
В Париже на французском языке выходят «Этюды оптимизма» И.И.Мечникова. В том же году Московское издательство «Научное слово» осуществляет русское издание книги. 9-й раздел «Этюдов» – Наука и нравственность – посвящен обоснованию концепции научной, позитивной этики, в основу которой положен принцип «ортобиоза», т.е. развития человека с целью достижения долгой деятельной старости, ведущей к естественному желанию смерти.
В Лондоне на русском языке публикуется очерк П.А.Кропоткина «Нравственные начала анархизма», представляющий собой наиболее цельное изложение собственно этического учения Кропоткина.
4-е издание учебного пособия крупнейшего специалиста в области нравственного богословия, профессора Киевской духовной академии М.А.Олесницкого «Нравственное богословие или христианское учение о нравственности» (автора книг «История нравственности и нравственных учений». Ч. 1–2. Киев, 1882; «Нравственный прогресс» Киев, 1884; «Из системы христианского нравоучения». Киев, 1896; «О нравственности древнегреческого народа». Киев, 1906 и др.).
Фундаментальный труд профессора Санкт-Петербургской духовной академии С.М.Зарина «Аскетизм по православно-христианскому нравоучению: Этико-богословское исследование. Т. 1 Основоположи-тельный». СПб.: Тип. В.Ф.Киршбаума.
В переводе с немецкого выходит сборник статей «Этическая проблема в историческом материализме», в который включены работы К.Каутского, А.Иоффе, О.Бауэра (с предисловием В.Н.Марковникова). М.: Пульс жизни.
В издательстве «Посредник» выходят «Избранные мысли Лабрюйера с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье» с предисловием Л.Н.Толстого.
 
 
– 120 –
 
Хвостов В.М. Основные проблемы этики. М.: Тип. Н.Клочкова. 1907.
Блонский П.П. Этическая проблема у Эд.Гартмана // Вопросы философии и психологии, 1907, кн. 88.
Форлендер К. Современный социализм и философская этика. СПб.: Труд, 1907.
В серии «Попул. – науч. б-ка. Вып. 12» выходит 2-е издание книги Г.Зиммеля «Модернизированная нравственность (философия Фр.Ницше)» СПб.: изд. С.М.Проппера.
 
1908
В переводе Э.Л.Радлова издается «Этика Аристотеля», с Приложением «Очерки истории греческой этики до Аристотеля» СПб.: Филос. об-во при имп. С-Петерб. ун-те.
Л.Н.Толстой публикует программную работу «Закон насилия и закон любви» (изд. «Свободное Слово»), в которой окончательно оформляется его этика непротивления злому.
В Санкт-Петербурге выходит первое учебное пособие по этике для светских заведений: Жаков К.Ф. «О преподавании этики в средних учебных заведениях».
Тарновский Е.Н. Революция и нравственность. СПб.: Б-ка самообразования.
Тареев М.М. Монистическая этика // Богословский Вестник. М., 1908, июль-август.
Чиж В.Ф. Ницше как моралист // Вопросы философии и психологии. 1908, кн. 94-95.
Этюды моральной философии XIX в. Пер. с фр. М.: Творч. Мысль. Рец. П.П.Блонского см. Вопросы философии и психологии, 1908, кн. 95.
2-е изд. книги французского философа и социолога Р.Вормса «Мораль Спинозы. Изучение ее принципов и влияния, произведенного ею в новейшее время» (СПб.: В.П.Богушевский).
Летурно Ш. Нравственность. Развитие ее с древнейших времен до наших дней. СПб.: Н.С.Аскарханов.
В переводе Н.М.Соколова выходит 2-е испр. и доп. издание книги И.Канга «Критика практического разума». СПб. В.И.Яковенко.
 
1909
В марте вышли «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (М.: В.М.Саблин), который в течение года выдержал пять изданий. Одна из центральных тем сборника – этическое своеобразие
 
 
– 121 –
 
мировоззрения русской интеллигенции, ее отношение к религии, культуре и этике. Наиболее характерными статьями этого рода явились «Героизм и подвижничество» С.Н.Булгакова и «Этика нигилизма (к характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции)» С.Л.Франка.
В сборнике «Очерки философии коллективизма». (СПб.: Т-во «Знание») напечатана статья А.В.Луначарского «Мещанство и индивидуализм», представляющая собой одну из первых попыток обоснования коллективизма как принципа пролетарской этики.
В книге «Новая постановка основных вопросов социологии» (М.: Тип. В.В.Исленьева) Е.В.Де-Роберти развивает концепцию «этической социологии», рассматривая нравственное сознание в качестве основы, исходной точки социальной науки.
Л.И.Петражицкий в рамках психологической теории права публикует в Санкт-Петербурге фундаментальный двухтомный труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (Тип. Э.Л.Пороховщиковой).
Вольский С.А. Философия борьбы. (Опыт построения этики марксизма) М.: Слово – вариант неортодоксальной, «богостроительной этики» в рамках философии марксизма.
Под председательством И.И.Горбунова-Посадова организовано Московское Вегетарианское общество (МВО), целью которого провозглашено установление социальных отношений, основанных на принципах ненасилия и любви.
Левитов П.В. Введение в христианское нравственное богословие // Христианское чтение. 1909, январь-февраль.
Трубецкой Е.Н. Панметодизм в этике (к характеристике учения Когена) // Вопросы философии и психологии, кн. 97.
Виноградов Н.Д. Этические воззрения Ф.Гетчесона // Там же. Кн. 96; его же. Этические воззрения Джозефа Бэтлера // там же кн. 98.
Форлендер К. Кант и Маркс. Очерки этического социализма. Пер. с нем. с предисл. М.И.Туган-Барановского. СПб.: Наша жизнь.
 
1910
В Санкт-Петербурге выходит 4-е издание капитального труда митр. Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении: опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих», знаменующее собой образец морализма в богословии.
 
 
– 122 –
 
В Могилеве-на-Днепре издается книга архиеп. Стефана (Н.П.Архангельского) «К вопросу о системе православного христианского нравоучения», в которой дается типология всех православно-христианских учений о нравственности.
В издательстве «Посредник» выходит серия книг, посвященных великим моралистам:
Бирюков П.И. Греческий мудрец Диоген. 3-е изд.
Буланже П.А. Конфуций (Китайский мудрец). Жизнь и учение.
Великий светоч древнего мира греческий мудрец Сократ. Сост. А.М.Калмыкова. Под ред. Л.Н.Толстого. 4-е изд.
Изречения китайского мудреца Лао-Тзе, избранные Л.Н.Толстым.
Летурно Ш. Прогресс нравственности. Пер. с фр. СПб.: Ф.Ф.Павленков (Попул. науч. б-ка).
 
1911
М.В.Безобразова основывает первое в истории России «Этическое общество», которому предшествовали «Русское женское взаимно-благотворительное общество» (1895) и организованный при нем «Этический кружок» (1899).
Посмертно опубликовано последнее итоговое произведение Л.Н.Толстого «Путь жизни» (изд. «Посредник»), в котором на основе «мыслей мудрых людей» дается религиозно-философский синтез и категориальная систематизация нравственного учения Толстого.
В издательстве «Посредник» издается серия книг, посвященная жизни и учению учителей человечества и философов-моралистов:
Буланже П.А. Жизнь и учения Сиддарты Готамы, прозванного Буддой (Совершеннейшим).
Ми-Ти. Учение о всеобщей любви. Пер. с кит. Сост. П.А.Буланже. Под ред. Л.Н. Толстого. 2-е изд.
Марк Аврелий. Размышления имп. Аврелия Антонина. О том, что важно для самого себя. 3-е изд.
Чертков В.Г. Римский мудрец Эпиктет. Его жизнь и учение. 3-е испр. и доп. изд.
Выходит в свет 2-ой том фундаментального труда «Философия Давида Юма» профессора Московского ун-та Н.Д.Виноградова: «Этика Д.Юма в связи с важнейшими направлениями британской морали XVII–XVIII вв. М.: Унив. тип. (Учен. запис. Моск. ун-та). Рец. Л.МЛопатина см.: Вопросы философии и психологии 1912, кн. 113.
 
 
– 123 –
 
Безобразова М.В. О безнравственности. СПб. [б.и.], 1911.
Хвостов В.М. Нравственная личность и общество. Очерки по этике и социологии. М.: Тип. Н.Клочкова.
Левитов П.В. Современный аморализм и его виды. Рязань [б. и.].
Левитов П.В. Из курса христианского нравственного богословия // Христианское чтение 1911, июль-август, октябрь.
Под ред. Э.Л.Радлова выходит «Философский словарь» (СПб.: Брокгауз-Ефрон), в котором наряду со статьями по логике, психологии, эстетике и истории философии впервые представлен самостоятельный блок статей по этике.
В пер. с лат. Н.А.Иванцова выходит 2-е изд. «Этики» Спинозы (Труды Моск. психол. общества. Вып. 5).
В серии «Всеобщ. б-ка» (№ 73–75) издаются «Афоризмы житейской мудрости» А.Шопенгауэра (СПб.: АО типографич. Дело).
 
1912
Один из лидеров партии эсеров В.М.Чернов выступает с программной статьей: Этика и политика. Очерки // Заветы, 1912. № 2, в которой обосновывает приоритет этических ценностей и идеалов в политической борьбе.
П.А.Сорокин задумывает работу «Принципы и методы современной науки о нравственности», в которой ставит перед собой задачу обоснования новой парадигмы этики на основе анализа двух главных направлений современной науки о нравственности: формальнологического и каузально-эмпирического. Замысел так и остался невоплощенным. Короткое введение и тезисы работы, сохранившиеся в архиве были впервые опубликованы в сборнике. «Этическая мысль». М.: Политиздат, 1990.
Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М.: Тип. т-ва И.Н.Кушнерева.
Под редакцией и с предисловеим В.М.Хвостова выходит книга И.Канта «Основоположение к метафизике нравов» М.: Тип. Вильде (Труды Моск. психол. об-ва. Вып. 7).
 
1913
В Санкт-Петербурге (Изд. Я.Г.Долбышева) выходит в свет фундаментальный труд Питирима Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах
 
 
– 124 –
 
общественного поведения и морали». (С предисл. проф. М.М.Ковалевского), в котором предпринимается попытка обосновать этику не как «нормативную науку», а как «науку о нормах». Этическая программа Сорокина изложена, прежде всего, во Введении к книге, которое в виде самостоятельной статьи было опубликовано под названием «Нормативная ли наука этика и может ли она ею быть» в журнале «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», 1913. Вып. 4.
В статье «Сентиментальная этика и научная этика» (Заветы, 1913, № 6) В.М.Чернов предпринимает попытку «научного конструирования» нравственного идеала.
2-е издание курса лекций по истории этических учений социолога и правоведа В.М.Хвостова, читаемого им на Высших женских курсах в Москве: «Очерк истории этических учений. Курс лекций». М.: Мос. высш. женс. курсы.
Книга профессора Московской духовной академии по кафедре нравственного богословия М.М.Тареева: «Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство). Вып 1.». Серг. Посад.: Тип. Троице-Серг. лавры.
В Германии в «Ежегоднике по философии и феноменологическим исследованиям» опубликована 1-ая часть работы М.Шелера «Формализм в этике и материальная этика ценностей», оказавшая огромное влияние на этику русского зарубежья, прежде всего в лице Бердяева, Лосского, Вышеславцева. 2-я часть работы была издана там же в 1916 г. На русском языке один из разделов сочинения Шелера увидел свет только в 1994 г.
В переводе с немецкого и с предисловием С.Н.Булгакова выходит книга И.Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви». М.: Путь.
 
1914
В Москве опубликована магистерская диссертация Б.П.Вышеславцева «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (Учен. запис. имп. Моск. ун-та. Отд. Юрид. Вып. 44), до сегодняшнего дня являющаяся самым фундаментальным исследованием нравственной философии Фихте.
В Харькове (Унив. тип.) издан 1-ый том систематического труда по нравственному богословию проф. Н.С.Стеллецкого: «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 1. Общий или основоположительный».
 
 
– 125 –
 
В Казани (Типо-литография Имп. ун-та) издано сочинение профессора духовной академии В.А.Никольского: «Значение идеи загробного существования для нравственной жизни».
В Клину (Тип. бр. В. и Г.Лукошковых) выходит работа И.Д.Менделеева «От критицизма к этической гносеологии. Введение в этическую гносеологию», в которой предпринимается попытка обосновать возможности познания метафизических истин на основе нравственного чувства.
Опубликована программная этическая статья М.В.Безобразовой «К системе этического идеализма» в ее сборнике «Исследования, лекции, мелочи. СПб.: (Склад у авт.).
В серии «Новые идеи в философии» под редакцией Н.О.Лосского и Э.Л.Радлова (СПб.: Образование) выходит сборник 14-ый: «Этика. I», в котором представлены статья Бруно Бауха, отображающая современное состояние этики с точки зрения критицизма, а также работы Целлера и Зигварта, являющиеся введением в этику и обнаруживающие односторонность кантовской трактовки морали. Лейтмотив этих статей – обоснование научной этики путем дополнения кантовских принципов морали позитивными данными (психологическим и культурно-историческим опытом).
Яроцкий А.И. Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование. Юрьев: Тип. К.Матиссена. Рец. на кн. см.: Вопросы философии и психологии. Кн. 24.
Кечекьян С.Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. М.: Путь, 1914. Рец. Е.Н.Трубецкого см.: Вопросы философии и психологии. Кн. 121.
Щербина А.И. Методология этики. М.: Знание, 1914.
 
1915
Выходит книга В.Ф.Эрна «Меч и крест. Статьи о современных событиях». (М.: Тип. т-ва И.Д.Сытина), пронизанная идеей духовно-нравственного призвания и своеобразия русской культуры. Столкновение духа Германии и духа России рассматривается в сборнике через оппозицию Меча и Креста, выражающую этическую символику двух всемирно-исторических сил.
Выходит собр. соч. В.В.Лесевича. В 3-х т. М.: Кн. изд-во писателей в Москве. В рамках концепции «научной философии» Лесевич пытается обосновать идею «антропономной этики».
 
 
– 126 –
 
1916
В Харькове выходит 2-й том фундаментального труда по нравственному богословию проф. Н.С.Стеллецкого: «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении (Об индивидуальной или личной нравственности)».
Алексеев (Аскольдов С.А.) О связи добра и зла // Христианская мысль. Киев, 1916.
В рамках дискуссии между Плехановым и Мартовым по поводу правомерности нравственных оценок действий германской военщины появляется статья Л.И.Аксельрод (Ортодокс): Философия и общественность. Простые законы нравственности и права. // Дело, 1916, № 1, с. 44–55. Эта работа в течение нескольких десятилетий оставалась едва ли не единственной, затрагивающей проблему общечеловеческого в морали. В конце 20-х гг. она оказалась в центре философской дискуссии между «деборинцами» и «механистами» и была охарактеризована Дебориным как ревизия марксизма в духе кантианства (см.: Деборин А.М. Ревизионизм под маской ортодоксии // Под знаменем марксизма, 1927. № 9).
В контексте традиционной для военных лет темы о смысле войны и критики нравственных начал германской культуры на страницах журнала «Русская Мысль» возник спор об этических основаниях национализма, прерванный событиями Февральской революции. Основные выступления участников спора: Д.Муретов. Этюды о национализме // Русская мысль. 1916. Кн. I. II отд. С. 64–72; П.Струве. Блюдение себя. Нравственная основа истинного национализма: Там же. С. 140–142; Е.Трубецкой. Развенчание национализма. Открытое письмо П.Б.Струве // Там же. Кн. 4. II отд. С. 79–87; Н.А.Бердяев. К спору между Е.Д.Трубецким и Д.Д.Муретовым // Там же Кн. 8. II отд. С. 44–48. Крайность позиций в понимании национализма, возводимого, с одной стороны, к иррациональному чувству любви (Муретов), а с другой – к универсальному нравственному закону (Трубецкой) пытались сблизить Струве и Бердяев.
Вышел в свет первый номер толстовского журнала «Единение (Обновление жизни при свете разума и любви)». С 1917 года журнал стал выходить под редакцией В.Г.Черткова и называться «Голос Толстого и Единение». Наряду с популяризацией нравственно-религиозных взглядов Толстого традиционной рубрикой журнала стала хроника добрых дел и перечень жертв противников насилия.
 
 
– 127 –
 
В Сергиевом Посаде вышла книга М.М.Тареева «Философия жизни», в которой обосновывается «этико-мистический метод» постижения христианства.
Гринберг К.Я. Вопрос о «нравственном помешательстве» в свете панидеалистической психологии совести // Вопросы философии и психологии, кн. 131.
 
1917
На русском языке выходят «Этюды о природе человека» И.И.Мечникова (1-е изд. на фр. яз. Париж, 1903), в которых прослеживается нравственно-философская эволюция представлений о смерти.
В память Л.Н.Толстого в Москве организовано Общество Истинной Свободы (ОИС), просуществовавшее до конца 1922 г.
Ильин И.А. Учение Гегеля о морали и нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн. 139–140.
 
1918
По инициативе В.Г.Черткова в Москве создается Объединенный Совет Религиозных Общин и Групп (ОСРОГ), ставящей своей задачей защиту свободы совести и сближения на почве духовно-нравственных интересов различных религиозных движений. Совет получил исключительное право на судебную экспертизу и юридическую защиту лиц, отказывающихся по религиозно-этическим мотивам от воинской повинности.
Е.Н.Трубецкой завершает работу над книгой «Смысл жизни», являющейся, по его словам, «выражением всего его миросозерцания и плодом всей его жизни». В ней он пытается построить систему «софийной этики», основы которой были заложены В.С.Соловьевым во второй части «Оправдания добра».
 
1919
2-ым изданием выходит «Христианская этика: систематические очерки мировоззрения Л.Н.Толстого», составленная секретарем Толстого В.Ф.Булгаковым. Книга представляет собой попытку целостного изложения нравственной философии Толстого на основе систематического цитирования его сочинений.
 
 
– 128 –
 
Л.П.Карсавин публикует работу: «Saligia» (Пг.: Наука и школа), в которой предпринимает богословско-метафизическое обоснование «этики всеединства». (Слово «saligia» составлено из первых букв латинских имен семи «смертных грехов»).
 
1920
В Москве создан Орден Тамплиеров («Орден Света»), провозгласивший своей целью распространение «рыцарской этики служения людям и миру». Орден просуществовал более десяти лет, тайно развивая традицию религиозно-мистической этики. Письменные источники учения российских тамплиеров, ставшие доступными в 90-е гг., представлены в форме притч и легенд, имеющих четко выраженное этико-гностическое начало (см.: Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России: исследования и материалы. М.: Интерграф Сервис, 1998).
В рамках толстовского «Общества Истинной Свободы» в Киеве открывается Академия нравственных наук им. Л.Н.Толстого.
В течение года выходят 8 номеров журнала «Истинная Свобода», являющегося основным источником наших сведений об истории толстовского движения в России в период его наивысшего подъема.
На IX конференции РКП(б) (сентябрь) принимается решение об учреждении «органа партийной и пролетарской совести» (В.И.Ленин) – Контрольной Комиссии (впоследствии Центральной Контрольной Комиссией – ЦКК), призванной рассматривать вопросы нарушения членами партии коммунистической этики.
4 октября в своей речи «Задачи Союзов молодежи» на III Всероссийском съезде комсомола В.И.Ленин выступил против морального нигилизма и выдвинул тезис о социально-утилитарном назначении морали.
 
1921
П.А.Кропоткин публикует одну из программных работ по этике: «Справедливость и нравственность» (Пб.; М.: Голос труда), основу которой составили материалы к лекции, прочитанной им в Анкотском братстве и Лондонском этическом обществе еще в конце XIX века.
В Петрограде выходит «Этика» Э.Л.Радлова (рец. В.Хольцева см. в журнале «Мысль», 1922. № 3).
 
 
– 129 –
 
Лавров П.Л. Социальная революция и задачи нравственности. Пг.: Колос.
 
1922
К годовщине смерти П.А.Кропоткина издается 1-й том его незаконченного труда по этике: «Этика. Происхождение и развитие нравственности» (Пб.; М.: Голос труда), позволяющий судить об окончательном оформлении взглядов Кропоткина в целом как концепции «этического анархизма».
В петроградском журнале «Мысль», № 3 публикуется программная статья Л.П.Карсавина «О добре и зле», представляющая собой систематическое изложение «этики всеединого добра» и вытекающей из нее концепции непротивления злому. Данная статья, по существу, завершает этап религиозно-философской этики в России.
Последнее издание книги Макса Штирнера «Единственный и его собственность» М.: Рабочее кн-во.
В Госиздате РСФСР выходит последнее издание книги К.Каутского «Этика и материалистическое понимание истории», с прилож.: 1. Каутский К. Жизнь, наука и этика; 2. Аксельрод (Ортодокс) Л.И. Этика Каутского. После этого в России начинает складываться ортодоксальная марксистско-ленинская парадигма этики (теория коммунистической морали).
 
Структурная хронология
I. Борьба за этическое мировоззрение (19001904):
I. Доктрина этического идеализма в России.
2. Программа этической трансформации марксизма в работе Н.А.Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» и «Предисловии» к ней П.Б.Струве.
3. Систематическое обоснование концепции этического идеализма в сборнике «Проблемы идеализма».
4. Этический идеализм в области философии права.
5. Общемировоззренческие и социально-экономические выводы из доктрины этического идеализма в трудах П.Б.Струве, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка и П.И.Новгородцева.
6. Экзистенциальная этика жизни Л.Шестова.
7. Супраморализм Н.Ф.Федорова.
II. Религиозно-эстетическая трансформация этического идеализма после революции 1905 г.
 
 
– 130 –
 
1. От этического социализма к социализму христианскому.
2. Религиозно-философские общества и их роль в деэтизации духовной ситуации времени.
3. «Новое религиозное сознание» как антитеза этическому идеализму.
4. Христианский социализм С.Н.Булгакова.
5. «Языческое христианство» Д.С.Мережковского и В.В.Розанова.
6. Религиозный социализм А.В.Луначарского.
III. Этическое христианство Л.Н.Толстого.
1. Нравственно-биографические материалы.
2. Ступени духовно-нравственной эволюции: Логика этизации христианства.
3. Религиозно-нравственный синтез: этика как всемирная мудрость.
4. Доктрина непротивления: «Закон насилия и закон любви» (1908).
5. «Путь жизни» (1910). 6. Этический опыт толстовства.
IV. Пути этического идеализма в предреволюционный период (19091917).
1. Религиозно-этическая программа авторов сборника «Вехи» (1909).
2. Этический пантеизм: «Этика Фихте» Б.П.Вышеславцева (1914).
3. М.В.Безобразова: «К системе этического идеализма» (1914).
4. Нравственное проповедничество военных лет (1914–1916).
5. Спор об этических началах национализма (1916–1917).
V. Нравственно-богословская систематизация этики.
1. Развитие нравственного богословия в рамках учебных курсов (проф. М.А.Олесницкий, прот. П.Ф.Солярский, архиеп. Стефан (Архангельский), П.В.Левитов и др.).
2. Систематические опыты богословской этики (прот. И.Л.Янышев, проф. С.М.Зарин, проф. Н.С.Стеллецкий и др.).
3. Христианский этикоцентризм В.И.Несмелова («Наука о человеке»).
4. Морализм в русском богословии XX в. (митр. Антоний (Храповицкий), митр. Сергий (Страгородский), проф. М.М.Тарееев).
5. Место богословской этики в русской этической традиции XX века.
VI. Научно-позитивистские проекты этики.
1. Социологические модели научной этики: Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокин.
2. Психобиологические подходы к обоснованию морали: этика гармонизации гедонистических ценностей В.А.Базарова; этика жизнеутверждения С.А.Суворова.
3. Принцип ортобиоза в «научной этике» И.И.Мечникова.
4. Эволюционистские начала этического анархизма П.А.Кропоткина.
5. Этический конструктивизм В.М.Чернова.
VII. Эзотерические моральные доктрины.
1. Этика русского масонства.
2. Эзотеризм восточных этических учений в русской духовной культуре.
3. Теософские и антропософские этические учения.
4. Этика мистических обществ и орденов (тамплиеры и розенкрейцеры).
5. Эзотерическая этика «четвертого пути» (Г.И.Гурджиев, П.Д.Успенский).
 
 
– 131 –
 
VIII. Формирование этической парадигмы марксизма.
1. Неокантианские и социал-дарвинистские методы обоснования марксистской этики (Л.Вольтман, К.Форлендер и др.) и их влияние на российскую этическую традицию.
2. Этика К.Каутского и ее роль в формировании марксистской этической доктрины.
3. «Индивидуалистический аморализм» Луначарского как попытка синтеза марксизма и ницшеанства (1905).
4. «Позитивное» обоснование марксистской этики в работах А.Коллонтай (1905–1906).
5. Этическое «богостроительство» (А.В.Луначарский, Н.Н.Кошкарев, С.А.Вольский, М.Горький и др.)
6. Дискуссия о простых нормах права и нравственности (Г.В.Плеханов, Л.Мартов, Л.Аксельрод).
7. Критика морального фетишизма (А.А.Богданов).
8. Социально-утилитаристский подход к обоснованию морали (В.И.Ленин).
9. Общие контуры марксистской этики к середине 20-х гг.
IX. Постмарксистский этический идеализм в России (19181922 гг.).
1. «Из глубины» (1918): религиозно-нравственная критика «языческой» революционности.
2. Софийная этика Е.Н.Трубецкого (1918).
3. «Этика» Э.Л.Радлова (1921).
4. Этика «всеединого добра» Л.П.Карсавина (1922).
 
Примечания
 
 

 


[1] В силу того, что данный опыт хронологии предполагает соответствующее комментирование библиографического материала, в тексте нам не всегда удавалось придерживаться требований, предъявляемых к библиографическому описанию.
 
Архив журнала
№1, 2017№2, 2015№15, 2015№13, 2013№12, 2012№11, 2011№10, 2010№9, 2009№8, 2008№7, 2006№6, 2005№5, 2004№4, 2003№3, 2002№2, 2001№1, 2000
Поддержите нас
Журналы клуба