У Маркса есть замечательное высказывание о том, что ветряная мельница дает общество с сюзереном во главе, а паровая мельница – общество во главе с промышленным капиталистом. Обозначая с помощью этого образа своеобразие интересующей нас исторической эпохи, я хочу сказать не просто о том, что мельник при ветряной мельнице – совершенно иной человеческий тип, чем мельник при паровой мельнице. Это достаточно очевидно и тривиально. Моя мысль иная – работа мельника именно как мельника при ветряной мельнице значительно больше зависела от моральных качеств личности мельника, чем работа мельника как мельника при паровой мельнице. В первом случае моральные качества мельника (ну, например, такой факт, как, являлся ли он добропорядочным христианином) были не менее важны, чем его профессиональные навыки, в то время как во втором случае они имеют второстепенное значение или могут вовсе не приниматься во внимание.
Ситуация кардинальным образом изменилась, когда развитие общества приняло характер естественноисторического процесса и науки об обществе стали приобретать статус частных (нефилософских) наук, в которых аксиологический компонент является ничтожным и даже в этой ничтожности оказывается нежелательным, когда оказалось, что жизнь общества регулируется законами столь же необходимыми и неотвратимыми, как и ход природных процессов… Абдусалам Гусейнов. Этика и мораль в современном мире
А.А. Гусейнов
Этика и мораль в современном мире
Г.А. Ткаченко
Формирование этических идей в Китае
В.К. Шохин
Нравственное и этическое в индийских мировоззренческих текстах
А.В. Смирнов
Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция
А.Л. Доброхотов
Эпохи европейского нравственного самосознания
П.П. Гайденко
Нравственная природа человека в европейской традиции XIX–XX вв.
В.Н. Назаров
Опыт хронологии русской этики ХХ в.: первый период (1900–1922)
Л.В. Максимов
Этический объективизм: основные концепции и подходы
А.И. Бродский
Нормативная этика: от объективизма к конструктивизму
А.В. Прокофьев
Нравственность и свобода воли (Кант – Шопенгауэр – Фейербах)
Р.Г. Апресян
От «дружбы» и «любви» – к «морали»: об одном сюжете в истории идей
О.В. Артемьева
Этика заботы: феминистская альтернатива классической философии