Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №15, 2015

Аслан Гаджикурбанов
Коллизия натурализма и морализма в понимании Спинозой нравственных начал

Гаджикурбанов Аслан Гусаевич
кандидат философских наук, доцент.
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.
119991, Российская Федерация, Москва,
Ломоносовский проспект, 27–4;
e-mail: gadzhikurbanov@ yandex.ru

Идея природы занимает особое место в доктрине Спинозы, зачастую отождествляясь с фундаментальными началами его системы – Богом и субстанцией. Понятие природы является важнейшим инструментарием его философского дискурса как в сфере метафизики, так и в моральной философии. Представление о натуралистическом характере методологии Спинозы разделяется многими исследователями его творчества. Между тем, предлагаемая им своеобразная моральная экзегетика некоторых значимых событий из Священной истории обнаруживает, что натуралистическая диспозиция оказывается не всегда соразмерной моральным задачам его доктрины. Это позволяет говорить о наличии в этической доктрине Спинозы определенной коллизии между натурализмом и морализмом. Ее определяющим основанием является семантическая неоднозначность используемого Спинозой понятия природы, включающей себя метафизический, теологический, натуралистический, этический, геометрический и многие другие смыслы

Dilemma of Naturalism and Moralism in Spinoza’s Understanding of Moral Principles

Aslan Gadzhikurbanov
PhD in Philosophy, Associate Professor,
Lomonosov Moscow State University.
27–4 Lomonosovsky prospect,
Moscow 119991, GSP-1, Russia;
e-mail: gadzhikurbanov@ yandex.ru

The idea of nature holds an important place in moral doctrine of Spinoza being often identified with the fundamental principles of his system – God and substance. The concept of nature is the most significant term of his philosophical discourse in the field of metaphysics and moral philosophy. The notion of a naturalistic character of Spinoza's methodology is shared by many scholars of his work. Meanwhile, he proposed a kind of moral exegesis of some important events of sacred history in Bible improving that naturalistic disposition does not always respond to the moral purposes of his doctrine. It can be argued that the ethical doctrine of Spinoza carries a certain collision between naturalism and morality which is founded on the semantic ambiguity of the concepts of nature used by Spinoza. It embraces the metaphysical, theological, naturalistic, ethical, geometrical and many other meanings



Другие статьи автора: Гаджикурбанов Аслан

Архив журнала
№1, 2020эм№2, 2020№2, 2019№1, 2019№1, 2017№2, 2015№15, 2015№13, 2013№12, 2012№11, 2011№10, 2010№9, 2009№8, 2008№7, 2006№6, 2005№5, 2004№4, 2003№3, 2002№2, 2001№1, 2000
Поддержите нас
Журналы клуба