Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №15, 2015
Рогожа Мария Михайловна –
доктор философских наук, профессор.
Национальный авиационный университет.
03058, Украина, г. Киев, просп. Космонавта Комарова, д. 1;
e-mail: rohozha@mail.ru
Арендт была одним из первых исследователей, кто обосновал беспрецедентность тоталитаризма как явления ХХ в. В статье представлены этические импликации смыслов тоталитаризма на основе рассматриваемых Арендт проблем человеческого способа жизни, человечности в темные времена, банальности зла, радикального зла, вины и ответственности. В творческом наследии Арендт тоталитаризм представляет собой систему массового террора, которая формируется в условиях разрушения политического пространства человеческого взаимодействия при обеспечении пропаганды и идеологической обработки масс отчужденных индивидов. Арендт обосновывает, что в сфере морали успех тоталитаризма возможен в результате некритического следования требованиям и нормам на уровне морали-этикета. Бездумно воспринимая требования, повинуясь преступным приказам, человек способен делать зло приемлемым и незаметно для себя становиться соучастником масштабных преступлений. По Арендт, человеческие качества наиболее полно проявляются в публичной сфере, где человек во взаимодействии с другими людьми обустраивает мир речью и действием для себя и будущих поколений. Действуя свободно, творчески, активно в публичном пространстве, он развивает способность суждения, актуализирует вопросы нравственности и этим может предотвратить повторение тоталитаризма
Ethical Implications of Hannah Arendt’s Studies of Totalitarianism
Maria Rohozha
Higher Doctorate (Habilitation) in Philosophy, Professor.
National Aviation University.
1 Ave Kosmonavta Komarova, Kyiv 03058, Ukraine;
e-mail: rohozha@mail.ru
Arendt was one of the first researchers who substantiated unprecedented nature of totalitarianism as phenomenon of the twentieth century. The paper represents ethical implications of totalitarianism based on Arendt’s examination of the human condition and humanity in dark times, banality of evil and radical evil, guilt and responsibility. According to Arendt, totalitarianism is the system of mass terror, which is formed under the conditions of destruction of the political sphere of human interaction, while providing propaganda for masses of alienated individuals. Arendt argued that in the moral sphere the success of totalitarianism was a result of noncritical adherence to norms at the morality-etiquette level. Obeying criminal demands and orders without any reflection, person is able to make evil acceptable and to become an accomplice in crimes, insensibly for her(him)self. The human qualities are represented to the full in the public sphere where a person by use of speech and action arranges the world for her(him)self and the future generations as well. Acting in public space spontaneously and creatively, a person develops her or his own judgment and makes morality the topical matter, thus preventing the recurrence of totalitarianism