Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №12, 2012
Формирование гражданского общества и разворачивание проекта Просвещения в XVIII в. образуют социокультурный контекст, в обстоятельствах которого складывались социально-этические и политические взгляды Д.Юма. В свою очередь, идеи Юма, его философские и публицистические тексты оказали заметное влияние на сам этот контекст.
Перегруженность понятий «гражданское общество» и «Просвещение» смыслами требует каждый раз оговаривать их содержательную нагрузку в том или ином тексте. В данной статье Просвещение как интеллектуальное движение рассматривается в контексте традиции, заложенной М.Оукшотом и затем подхваченной Р.Рорти. В частности, Рорти предлагает рассматривать Просвещение в качестве конкретно-исторического воспитательного проекта, созданного для борьбы с невежеством, для развития наук и искусств и в конечном счете для исправления нравов. Соответственно, «универсальные моральные принципы» Просвещения не рассматриваются как вневременные продукты метапроекта, требующие внешнеисторического обоснования. Они имеют смысл только в связи с конкретно-историческими институтами, практиками и понятийными системами моральных и политических дискурсов