Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №2, 2019
Прокофьев Андрей Вячеславович
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник. Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12,стр.1;
e-mail: avprok2006@mail.ru
В статье предпринята попытка реконструировать процесс, в ходе которого в истории западной этической мысли сформировалось нормативное содержание, задающее идею справедливой войны. Во второй половине XX в. на основе этого содержания была создана развернутая теория справедливой войны, являющаяся одним из самых успешных примеров систематического соединения моральных критериев, регулирующихотдельную социальную практику. Автор прослеживает зарождение представлений обусловиях справедливого вступления в войну и нравственных ограничениях ведениявоенных действий в греческой и римской античности, а также анализирует историю интегрирования в христианскую моральную доктрину тезиса о том, что достижение справедливого мира подчас требует использования вооруженной силы. Специальноевнимание уделено реконструкции высшей точки развития представлений о справедливой войне в католической моральной теологии – трактатам схоластов XVI–XVII вв., в которых справедливая война была отграничена от священной и обсуждались все основные элементы позднейшей теории справедливой войны. В новоевропейском историческом контексте ключевым событием в области этики войны стало анализируемоев статье взаимодействие двух традиций – традиции справедливой войны и традициирегулярной войны. Это взаимодействие привело к формированию концепций, в которых были глубоко осмыслены эпистемологические сложности, связанные с выявлением правого дела, и получили тщательную проработку правила ведения военных действий. Именно влияние традиции регулярной войны привело к тому, что на настоящий момент отражение агрессии считается главным проявлением правого дела.