Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №1, 2020
Гельфонд Мария Львовна
доктор философских наук, доцент.
Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Российская Федерация, 300000,
г. Тула, просп. Ленина 53;
e-mail: mlgelfond@gmail.com
Выбор наиболее убедительного способа объяснения источника моральных требованийиобоснования их универсального характера составляет ядро этического дискурса. Неизменная актуальность этой проблемы служит предпосылкой для постановки вопроса о том,какие из предложенных мыслителями прошлого и настоящего интерпретаций ценностно-нормативной природы нравственных обязанностей могут оказаться по-настоящему поучительными как для академического сообщества, так и для широкого круга ответственномыслящих и действующих людей. В этом контексте несомненной интерес представляетэтика Л.Н. Толстого. Его понимание морали отличается глубокой самобытностью и органично сочетает в себе интенции объяснения и обоснования абсолютной приоритетностинравственного закона для всех людей без исключения: первая из них осуществляется Толстым в рамках построения собственной модели «истинной религии», а вторая – посредством создания оригинальной конструкции «разумной веры». Оба концепта, рассмотренные в их неразрывной связи, находятся в фокусе исследовательского интереса автора.Встатье предпринята попытка их логической реконструкции и систематического анализасцелью выявления особенностей толстовской стратегии моралистического оправдания человеческого существования. Ее ключевой принцип сформулирован автором статьи как тождество истины и блага. Последнее практически реализуется в ходе преодоления моральным деятелем естественных сомнений в том, что важность нравственных предписанийдействительно превосходит значимость и привлекательность всех остальных его жизнен-ных преференций.