Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №1, 2020
Быкова Ольга Евгеньевна
аспирант, философский факультет.
Московский государственныйуниверситет им. М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119991,
г. Москва, Ломоносовскийпроспект, д. 27, корп. 4,
e-mail: olgaevbykova@gmail.com
В статье анализируется та картина исторических изменений в представлениях о фено-мене доверия, которую предложил американский философ и социолог Адам Селигмен. Длительное время мыслители воспринимали доверие как нечто, тождественное«вере». Однако под влиянием работ Никласа Лумана такое понимание начало пересматриваться. Доверие стало восприниматься как неотъемлемый элемент ежедневныхинтеракций и исследоваться не только как часть межличностной коммуникации, ноикак часть взаимодействия индивида с социальными институтами и системами. Луман показал, что феномен доверия играет гораздо большую роль в нашей жизни, чембыло принято считать до него, и это придало импульс дальнейшим исследованиямпроблемы доверия. Именно на этой волне возникла концепция доверия Адама Селигмена. По его мнению, феномен доверия в его собственном смысле появляется тольковэпоху Нового времени и это связано со становлением индивидуализма, увеличениемсоциальной дифференциации и углублением разделения труда. Индивид становитсяавтономным носителем ценностей, и это изменяет существовавший ранее баланс между общественными предписаниями и индивидуальными актами воли. В новых условиях люди, согласно Селигмену, стали гораздо больше выражать себя посредством поступков, выходящих за рамки социальных ролей и отражающих уникальность отдельного индивида.