Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №2, 2015

Роман Платонов
Семантика слова «ἦθος» в древнегреческой культуре VIII–IV вв.

Платонов Роман Сергеевич
аспирант. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
Ломоносовский проспект, 27–4, ГСП-1;
e-mail: roman-vsegda@mail.ru

Целью статьи является определение того общего смыслового пространства представляемого словом «ἦθος», которое дает возможность Аристотелю в «Никомаховой этике» положить в основу нравственных добродетелей привычку, что делает связь нрава и привычки условием результативности этики как науки практической. Данная связь устанавливается в первую очередь через тождество понятия нрав (ἦθος) понятию привычка (ἔθος), что совершенно не очевидно вне древнегреческого языка и культуры и требует дополнительного разъяснения. В статье проводится анализ употребления слова «ἦθος» в древнегреческих текстах до Аристотеля. Дополнительно оговариваются методологические ограничения проводимого анализа: 1) отказ от использования лингвистических концепций, задающих самодовлеющие схемы объяснения развития языка; 2) использование только хорошо сохранившихся текстов, повествование в которых не нарушено. Первое ограничение позволяет избежать усложнения исследования мультипликацией концепций и минимизировать деформацию смыслов слова при рассмотрении его употребления. Второе ограничение также страхует от усложнения исследования, требуя, чтобы текстуальный контекст употребления слова был максимально свободен от реконструкции. Сам метод определяется как наблюдение за словом в тексте. По итогам анализа делаются следующие выводы, в рамках которых можно описать смысловое пространство слова «ἦθος»: 1) понимание порядка устроения жизни группы уточняется через дифференциацию внешнего и внутреннего, что показывает сходства и отличия понятий «ἦθος»и «όμος»; 2) понимание внутреннего порядка (ἦθος) уточняется через дифференциацию общего и частного, что показывает развитие сходства понятий «ἦθος» и «ἔθος»”; 3) именно такое функционирование слова «ἦθος» в древнегреческой культуре дало возможность Аристотелю включить привычку/привыкание в этическую концепцию, делая акцент на внутреннем, постепенно формирующимся порядке.

 

Semantics of Word «ἦθος» in Ancient Greek Culture in VIII–IV Centuries

Roman Platonov
Postgraduate.
Lomonosov Moscow State University.
27–4 Lomonosovsky prospect,
Moscow 119991, GSP-1, Russia;
e-mail: roman-vsegda@mail.ru

The article sets a goal to show a collection of senses, which this word represents and which allows Aristotle in the «Nicomachean Ethics» to base moral virtues on a habit. It makes the connection disposition and habits a condition for the effectiveness of ethics as a practical science. Primarily this connection is established by identity concepts «disposition» (ἦθος) and «habits» (ἔθος). It is not obvious outside the ancient Greek language and culture and needs further explanation. The article analyzes an usage of word «ἦθος» in ancient Greek texts to Aristotle. Additionally methodological limitations of the analysis are stipulate: 1) refusal to use of linguistic conceptions, if they build self-sufficient explanatory schemes of language development; 2) use only well-preserved texts in which a narrative is not broken. The first limitation saves from complications study by multiplication of conceptions, allows us to make a minimum deformation of meanings of word, when the context of its usage is examined. The second limitation alsosaves from complications study and demands that the textual context of usage of a word was the most free of the reconstruction. The method is called – the word in the text observation. Three conclusionsare drawn as a result of the analysis: 1) the understanding of an order of dispensation of group life is makes precise by the differentiation of the internal and external; similarity and differences of concepts «ἦθος» and «νόμος» shows it; 2) the 36 История моральной философии understanding of the internal order is makes precise by the differentiation of the general and the particular; the development of similarity of concepts «ἦθος» and «ἔθος» shows it; 3) these are just the functioning of the word «ἦθος» in ancient Greek culture allowed Aristotle to include the habit in his ethical conception, when he focuses an attention on the internal gradually formed order.



Другие статьи автора: Платонов Роман

Архив журнала
№1, 2020эм№2, 2020№2, 2019№1, 2019№1, 2017№2, 2015№15, 2015№13, 2013№12, 2012№11, 2011№10, 2010№9, 2009№8, 2008№7, 2006№6, 2005№5, 2004№4, 2003№3, 2002№2, 2001№1, 2000
Поддержите нас
Журналы клуба