Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №2, 2015

Владимир Бакштановский
Прикладная этика как проектно-ориентированное знание (теория и опыт нового освоения Ойкумены прикладной этики)

Бакштановский Владимир Иосифович
доктор философских наук, профессор,
директор Научно-исследовательского института прикладной этики.
Тюменский государственный нефтегазовый университет.
625000, Российская Федерация, г. Тюмень,
ул. Володарского, 38;
e-mail: priclet@tsogu.ru

В статье продолжается исследование пути современной отечественной прикладной этики от ее первоначального образа, привязанного к метафоре «этика – практическая философия», к «смене имени», звучащем сегодня как «инновационная парадигма прикладной этики». На первом этапе еще неявный образ будущей прикладной этики укладывался в банальную идею практичности этико-философского знания, сосредоточенную на праксиологии морального выбора, обеспечиваемой технологией профессионально-этического образования в виде метода этического практикума. В этом методе доминировало приложение наличного, уже созданного, готового этического знания, к учебным ситуациям выбора. Этапы жизни собственно инновационной парадигмы отличались сосредоточенностью на освоении моральных ситуаций модернизующегося общества с характерной для него неопределенностью выбора и, соответственно, с направленностью этики на проектно-ориентированное освоение новых ситуаций публичной морали становящегося гражданского общества. Ключевое ноу-хау инновационной парадигмы, определяющее тип ее практичности, – испытание ситуацией морального выбора. Мотив настойчивой идентификации направления как инновационной парадигмы – в прогнозном обнаружении ограниченной практичности появившегося множества иных парадигм прикладной этики и в легитимации проектно-ориентированного знания, не позволяющего довольствоваться аппликацией готового этико-философского знания. Проектно-ориентированное знание подчиняет познание «малых» систем задаче их развития. Ноу-хау проектно-ориентированного знания – формирование особого стиля проектной деятельности, предполагающего опору на моральное творчество субъекта, технологии создания и применения проектно-ориентированного этического знания, обеспечивающие полноценный КПД такого творчества. Инновационная парадигма дает возможность целенаправленной рефлексии потенциала проектно-ориентированного знания в исследовании университетской этики в целом, ее повестки дня и кодекса университетской этики – в том числе. Автор представляет потенциал проектно-ориентированного знания на материале университетской этики, модельном опыте проектирования Профессионально-этического кодекса Тюменского государственного нефтегазового университета. А в рамках этого опыта выделяет этап разработки «концептуального техзадания», предполагающего идентификацию Кодекса как (а) феномена прикладной морали и (б) предмета этико-прикладного знания.

 

Applied Ethics as a Project-oriented Knowledge
(Theory and Experience of New Mastering of Oecumene of Applied Ethics)

Vladimir Bakshtanovsky
Higher Doctorate (Habilitation) in Philosophy, Professor,
Director of Applied Ethics Research Institute,
Tyumen State Oil and Gas University.
38 Volodarskogo Str, Tyumen,
625000, Russia;
e-mail: priclet@ tsogu.ru

In the article, we proceed the study of the modern Russian applied ethics development from its original image attached to the metaphor “ethics is practical philosophy” to the “change” of its name which sounds as “innovation paradigm of applied ethics”. At the first stage, implicit image of the future applied ethics stays within the banal idea of the efficiency of ethicalphilosophical knowledge focused on the praxeology of moral choice that is provided with a technology of professional and ethical education as a method of ethical practical work. In this method, the application of already existing ready ethical knowledge to learning situations of choice was dominant. Stages of life of innovative paradigm itself differed by their focus on the development of moral situations in modernized society with its specific ambiguity of choice and thereafter, orientation of the ethics on project-oriented mastering of new situations of public morality ofa society that is becoming civil. The crucial know-how of innovative paradigm defining the type of its practicality – a test by a situation of moral choice. The motive of insistent identification of the direction as an innovative paradigm is in the forecasting determination of the limited practicality of many new other paradigms of applied ethics and in legitimating of a project-oriented knowledge, not allowing being satisfied with an application of ready ethical and philosophical knowledge. A project-oriented knowledge subordinates the cognition of “small” systems to the objective of their development. Knowhow of a project-oriented knowledge is the formation of special style of project activities implying the reliance on the moral creativity of the subject, the technology of creation and application of a project-oriented ethical knowledge providing full efficiency of such creativity. Innovative paradigm enables targeted capacity reflection of a project-oriented knowledge in the study of university ethics in general, and its agenda and the Code of Ethics of the university in particular. The author presents the capacity of a project-oriented knowledge on the basis of university ethics – model experience of elaboration of Professionally-ethical code of the Tyumen State Oil and Gas University. And within this experience the author highlights the stage of “conceptual requirements specification” development, involving the identification of the Code as (a) the phenomenon of applied morality and (b) the subject of ethical and applied knowledge.



Другие статьи автора: Бакштановский Владимир

Архив журнала
№1, 2020эм№2, 2020№2, 2019№1, 2019№1, 2017№2, 2015№15, 2015№13, 2013№12, 2012№11, 2011№10, 2010№9, 2009№8, 2008№7, 2006№6, 2005№5, 2004№4, 2003№3, 2002№2, 2001№1, 2000
Поддержите нас
Журналы клуба