Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №2, 2001
Понятие ресентимента было введено Ф.Ницше в «К генеалогии морали», в частности, в Первом рассмотрении. В нем Ницше продолжает и уточняет – в сравнении с «По ту сторону добра и зла», по отношению к которому «К генеалогии морали» по замыслу выступает своего рода объяснительным комментарием (хотя фактически не только объяснительным и не только комментарием) – содержательную спецификацию антитезы «добро – зло». Эта спецификация производится наряду с антитезой «хорошее – плохое» и в связи с двумя фундаментальными типами морали – морали господ и морали рабов. Ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов. Прямо надо сказать, что на основе «К генеалогии морали» может создаться впечатление, что Ницше предлагает историческое разделение. Неоднократные указания именно на историческую смену типов морали, рассуждения о «восстании рабов», в результате которого «преобладающая мораль» уступает место плебейской морали, постоянные, хотя и невнятные, исторически-сословные атрибуции рабской и аристократической морали, – все это как будто подтверждает достоверность такого впечатления.