Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №2, 2001
Когнитивизм – это трактовка сознания (духа, психики, идеального) как познания; это редукция всего многообразия духовных структур и функций к одним только познавательным (когнитивным) структурам и функциям. Сама уже эта идентификация когнитивизма в качестве особого подхода основывается на достаточно распространенном (хотя и не общепринятом) предположении о том, что духовная реальность включает в себя наряду с когнитивными также и некоторые некогнитивные элементы, принципиально не сводимые к любым формам знания. Разновидностью указанного подхода является ценностный когнитивизм, т.е. истолкование ценностных ориентиров (идеалов, целей, интересов и пр.) и их частных проявлений (оценок, императивов, планов и пр.) как когнитивных феноменов. Из всех форм ценностного сознания чаще всего объектом подобной интерпретации становится моральное сознание – в силу безличного, надсубъектного характера моральных суждений, близких в этом отношении когнитивным суждениям. В качестве особой теоретической концепции когнитивизм имеет представительство в философии сознания, психологии, лингвистике, логике и других дисциплинах, исследующих структуры и механизмы человеческого духа.