Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №2, 2001

И.А. Белая
Буддизм как теоретический источник учения о сознании жизни Л.Н.Толстого

В современном прочтении жизнеучения Л.Н.Толстого обычно актуализируется та его составляющая, которая получила название этики ненасилия, более точно – философии непротивления. Однако не меньший интерес представляет другой аспект философии Л.Н.Толстого, связанный с его пониманием жизни в целом и концепцией сознания жизни. На наш взгляд (и эта точка зрения находит подтверждение в монографии Е.Д.Мелешко «Философия непротивления Л.Н.Толстого. Систематическое учение и духовный опыт»), данный аспект является философско-антропологическим обоснованием, внутренним источником учения непротивления, но при этом он оказался практически вне поля зрения исследователей. Вне рассмотрения остается проблема сознания жизни, которая нигде не обобщается как понятие, как феномен творчества Л.Н.Толстого. Понятие сознания жизни формировалось Л.Н.Толстым в течение довольно длительного периода. Сам термин «сознание жизни» Л.Н.Толстой впервые вводит в «Исповеди» – произведении переломном, открывающем так называемый поздний период его творчества. В этой работе сознание жизни предстает как феномен, имеющий свою специфику, свои условия появления, роста и развития. Сознание жизни предстает как особый тип активного сознания, кардинально преобразовывающий все потенции и свойства сознания человека, задающий ему новую духовную перспективу. Данное понятие представляется наиболее применимым для обобщения духовного опыта, основой которого, в понимании Л.Н.Толстого, является самоисследование.

Архив журнала
№1, 2020эм№2, 2020№2, 2019№1, 2019№1, 2017№2, 2015№15, 2015№13, 2013№12, 2012№11, 2011№10, 2010№9, 2009№8, 2008№7, 2006№6, 2005№5, 2004№4, 2003№3, 2002№2, 2001№1, 2000
Поддержите нас
Журналы клуба