Имя:
Пароль:

Мераб Мамардашвили
Из книги Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. Лекция 24

...То, что я называю социальной алхимией или социально-утопической мыслью, не знает опровержений, хотя бы потому, что никто никогда не учился на опыте истории, особенно в России (это вы знаете по опыту XIX–XX веков). Странно, почему?!

Посмотрите на молекулярные и прочие скрытые движения и шевеления русской культурной массы, и вы увидите странную вещь: все возвращается на круги своя, как будто не прошло шестьдесят–восемьдесят лет, ничего не происходило, все те же самые связки, сцепления. Почему такая потрясающая иммунность по отношению к тому, что можно и нужно извлечь из исторического опыта?..

 


Мераб Мамардашвили
БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ

...Парадокс мысли состоит в следующем: тот, кто из себя перестал порождать несуществования, фантазмы, привидения, тот впервые и может называть существования, давать им названия. <...> Это значит остановил в себе круговорот, независимо от тебя идущий, круговорот представлений, круговорот позиций, круговорот побуждений, толкающих тебя действовать...

Мераб Мамардашвили
МОЙ ОПЫТ НЕТИПИЧЕН

Я считал, что мое дело — философия, я не могу, чтобы мой труд кем-то планировался или кто-то о нем судил с позиций, где есть какие-то критерии, внешние тому, что я могу подумать или придумать, если повезет. В философии — я имею в виду. Я философское животное, и так было всю жизнь...