Имя:
Пароль:

Александр Неклесса
Люди Воздуха, или Кто строит мир?

Книга посвящена активному представлению будущего – дизайну социокультурной революции, отмеченной чертами постмодернистского спектакля и прагматичного технологизма, которая разворачивается на планете. Ее сюжеты – становление нового интеллектуального класса «людей воздуха», претендующих на властные позиции в обществе; революция корпораций, выстраивающая собственные инновационные пространства в сетях транснационального космоса; радикальная модификация социокультурных прописей уходящей в прошлое эпохи Большого Модерна.

<...> Амбициозные корпорации, невидимые колледжи, интеллектуальные фабрики, разнообразные клубы, сообщества и комиссии - вся эта гибкая индустрия наполняет мир вполне реальной продукцией - в виде образов, смыслов, концептов, семантических стереотипов, текстов, кодов и алгоритмов действия. Есть здесь и свой haute couture, и свой pret-a-porter, уникальные образцы, <лекала>, и продукция, практически, конвейерного, поточного производства. И даже специфический интеллектуальный хлам, пользующийся, однако же, массовым спросом, принося значительный доход. Но, прежде всего, это новое поколение технологий управления - матричных, рефлексивных, сетевых, формирующих пластичную топографию перемен, прочерчивая их нелинейные траектории и выстраивая подвижную социальную перспективу <...>

«Новый класс», или кто строит мир?

Люди воздуха. Повестка нового века

Российский пейзаж, утрачивая прежнюю пестроту, обретает, тем не менее, дополнительные краски: в стране складываются предпосылки нового формата политической культуры, способной потеснить и отчасти трансформировать старую – деградирующую и распадающуюся. Формула актуальной практики реализуется на фоне поддерживаемых народом авторитарных тенденций, политтехнологической прагматики и одновременно – социальной инициативы динамичного субъекта исторического действия: «нового класса», связанного с постиндустриальным производством и враждебного прежнему порядку вещей. Иначе говоря, хотя распоряжение властью в России по-прежнему происходит в стороне от театрально-партийных инсценировок, ситуация может кое в чем измениться…

Мир Игры, или четыре монолога о сценогрфии после современности

Особое качество постсовременного мира – безграничное расширение диапазона вероятностей, причем энергия движения постоянно и стремительно нарастает. Мир этот – космос, расположенный по другую сторону социального Big Bang 'а; его просторность имеет динамичную природу, а выбор локальности есть преходящая и отчасти произвольная фиксация. Это также мир игры и подиум универсального актера, где все реально, но не все достоверно, многое устойчиво, но далеко не всегда равновесно, где концепция удачной роли чревата ситуацией отождествления – уводящей в восковую тьму локальных коллапсов волновой функции.

Социокосмос: мир по обе стороны исторического Big Bang `а

Конец цивилизации или Зигзаг истории?

...Название сегодняшнего разговора родилось из контаминации двух популярных в 90-е годы понятий – « The End of History » и « The Clash of Civilizations », которые я не без тайного умысла волюнтаристским образом объединил в одну лингвистическую химеру. Разговор у нас действительно пойдет о цивилизации, о культуре, культурном круге, об истории и социальности. Быть может, – о городской культуре. Наверняка, – о современном и постсовременном мироустройстве, о трансформации системы международных отношений, о новых принципах и реалиях социального управления. Тематика, как видите, необъятная, ее предметное поле весьма широко, здесь можно обнаружит сразу несколько дисциплинарных рамок...

Новая земля и новое небо

...То, что происходит на планете сейчас, рождает массу аллюзий и аналогий. Процесс крушения античного мира, разрушения цивилизационных опор сделал менее отчетливым процесс выстраивания новой цивилизации, подчас, фактически, скрывая его. Слишком часто, говоря о Средневековье, воспринимают и определяют его не как футуристический порыв, но как время повсеместной деградации, варварства и дикости. (Не случайно иное, более провокативное определение, относящееся к тем временам, сплошь и рядом употребляющееся расширительно, – «темные века».) Действительно, признаки цивилизационной катастрофы присутствовали в ткани Средневековья, но доминантой исторического процесса было все же нечто иное – строительство Нового мира, экспансия и интенсивное освоение (усвоение) основ новой, христианской, цивилизации, радикально отличной от античного миропорядка...

Послесловие

Opera Selecta

Сокращенная библиография публикаций А.И. Неклессы за последние 10 лет (1995 – 2005 гг.), включая повторные публикации и публикации в СМИ (без учета электронных публикаций)...