Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2020
Виноградов Владимир Николаевич,
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы МЧС России (Санкт-Петербург),
инженер Центра организации научно-исследовательской и
редакционной деятельности, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент,
почётный доктор энциклопедических наук и профессор
Академии энциклопедических наук
Vinogradov Vladimir Nikolaevich,
St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,
(Saint-Petersburg),
Engineer of the Research and Publishing Center,
candidate of technical Sciences, associate Professor, corresponding member, Honorary doctor and Professor of Encyclopedic Sciences Academy
Лукин Владимир Николаевич,
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы МЧС России
(Санкт-Петербург),
профессор кафедры философии и социальных наук,
доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент,
ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН действительный член Академии геополитических проблем и
Петровской академии наук и искусств,
Lukin Vladimir Nikolaevich,
St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,
Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences,
Doctor of political sciences, candidate of historical sciences, associate professor,
Associate scientific researcher of the
Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences
Full member of the Academy of Geopolitical Problems,
Full member of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts,
E-mail: lvn55555@mail.ru
Мусиенко Тамара Викторовна,
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России (Санкт-Петербург),
заместитель начальника университета по научной работе, профессор кафедры философии и социальных наук, профессор кафедры истории и философии Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения,
доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент,
ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН, действительный член Академии геополитических проблем,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Международной академии исследования будущего
(International Futures Studies Academy: IFRA),
Musienko Tamara Viktorovna,
St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia (St. Petersburg),
Deputy Head of the University for Scientific Work,
Professor of the Department of history and philosophy of the Saint Petersburg state University of aerospace instrumentation
Doctor of political sciences, candidate of historical sciences, associate professor,
Associate scientific researcher of the Sociological Institute
of the Russian Academy of Sciences
Full member of the Academy of Geopolitical Problems,
Full member of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts,
Acting member of the International Academy of the Future
(International Futures Studies Academy: IFRA)
Минина Анна Петровна,
Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы МЧС России
(Санкт-Петербург),
инспектор административного отдела административно-правового центра
Minina Anna Petrovna,
St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia (Saint-Petersburg),
Inspector of the administrative Department of the administrative and legal Center
E-mail: lvn55555@mail.ru
УДК 930.2
Аннотация. В статье обобщен опыт подготовительного процесса восстановления деятельности Пожарно-технической школы № 2, раскрыты трудности организации и особенности учебного процесса в особо сложных условиях в последние годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: блокада, Пожарно-техническая школа № 2, учебный план, обучение, пожарные, кадры, Народный комиссариат, НКВД, военизированная пожарная охрана
THE RECOVERY PROCESS EXPERIENCE OF THE PREPARATION OF MIDDLE COMMAND STAFF FIRE PROTECTION
DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
(ON THE EXAMPLE OF THE FIRE-TECHNICAL SCHOOL NO. 2
OF THE NKVD OF THE USSR)
Abstract. The article summarizes the experience of the preparatory process for the restoration of the Fire technical school No. 2, reveals the difficulties of organization and specific features of the educational process in difficult conditions in the last years of the Great Patriotic War.
Keywords: blockade, Fire technical school No. 2, curriculum, training, firemen, personnel, people’s Commissariat, NKVD, paramilitary fire protection
Важной проблеме восстановления учебного процесса в учебном заведении, чрезвычайно актуальной в период освобождения от оккупантов ранее захваченной территории СССР в условиях военного разорения, чрезвычайного напряжения человеческих сил, дефицита профессиональных управленческих и преподавательских кадров уделяли внимания ученые, эксперты страны. В их ряду особое место занимают труды непосредственных участников борьбы с пожарами, разрушениями и последующего восстановления системы профессиональной подготовки пожарных – С.Г. Голубева, Б.И. Кончаева и других [1-3]; историографов не только пожарной охраны страны, Ленинграда-Санкт-Петербурга, но и современного Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России Н.Н. Щаблова, В.Н. Виноградова, А.П. Мининой, В.С. Сорокиной и А.А. Лугового [4-8].
Настоящим исследованием авторы завершают публикацию серии статей о пожарной охране, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне [9-10]. Результаты исследования прошли апробацию на двух международных научно-практических конференциях, посвященных этой дате и находятся в печати.
Отдельные аспекты проблемы нашли отражение в юбилейном издании, посвященном истории Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России [11, С. 56-61], и ряде энциклопедических изданий [12-14].
В первую блокадные восемь месяцев пожарная охрана Ленинграда, проявляя самоотверженность, мужество и героизм, понесла ощутимые потери в личном составе в результате гибели от обстрелов, бомбардировок, при тушении пожаров, в условиях голода и болезней. Исследователи насчитывают более восьмисот погибших пожарных, то есть в среднем более 100 человек в месяц [15].
В годы блокады пожарная охрана города потеряла более двух третей личного состава. Всего – 2067 человек: 252 пожарных погибли на боевых постах; 486 –ранены, 46 из них умерли после ранений; 1070 пожарных умерли от голода и истощения; 208 человек пропали без вести (это те, которых не удалось обнаружить под обвалившимися зданиями, и убитые прямым попаданием бомб и снарядов); пятеро погибли при проведении работ по разминированию [16].
Закономерным и обоснованным является награждение пожарной охраны Ленинграда высшей наградой СССР – орденом Ленина за образцовую подготовку противопожарной обороны города, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при ликвидации пожаров, уже в июле 1942 года.
Кадровый дефицит возмещался в основном за счет женщин и мужчин, неподлежащих призыву в Действующую армию. Но количество, объемы и сложность пожаров требовали профессиональных навыков и умений, особенно в организации пожаротушения.
В апреле 1942 года руководство Управления военизированной пожарной охраны Ленинграда (далее – УВПО Ленинграда) обратилось в Главное управление пожарной охраны НКВД СССР (далее – ГУПО НКВД СССР), в подчинении которого с 1935 года находилась временно расформированная Пожарно-техническая школа № 2 ВПО НКВД СССР (далее – ПТШ № 2, Школа), с предложением об открытии этого учебного заведения «для покрытия потребности в командных кадрах».
По мнению С.Г. Голубева, М.П. Блейхмана, И.И. Тимошенко и Р.И. Артемьева для организации подготовки профессиональных командных кадров даже в условиях блокады в Ленинграде имелись все основания.
Прежде всего, большинство командно-преподавательского состава оставались в городе, и это позволяло организовать преподавание практически всех дисциплин специального цикла в случае возвращения преподавателей в учебное заведение на базе ПТШ № 2.
Проблему комплектования школы предлагалось решать путем командирования контингента из частей пожарной охраны НКВД городов СССР при наличии у них пятилетней общеобразовательной подготовки, а также курсантов, находящиеся в частях УВПО Ленинграда и откомандированных в школу для продолжения обучения.
Учебные программы и планы на военное время (на одногодичный срок обучения) были разработаны ГУПО НКВД СССР еще в предвоенное время и требовали лишь незначительной корректировки.
Вся необходимая учебно-материальная и техническая база находилась в исправном состоянии, требовала лишь незначительного ремонта отдельных помещений. Осуществлялось регулярное техническое обслуживание здания ПТШ № 2, которое находилось под охраной комендантской команды. Боевая техника, временно переданная в УВПО Ленинграда, также могла быть возвращена Школе.
В обращении даже дата готовности здания к эксплуатации была определена – не позднее 15 мая 1942 года.
Решаемы были и все остальные вопросы, включая продовольственное и вещевое снабжение.
Руководители УВПО Ленинграда особое внимание обращали на накопленный богатейший опыт службы пожарной охраны в военное время и возможности качественной практической подготовки будущих командиров.
В условиях блокады считалось целесообразным в оперативном отношении подчинить Школу УВПО Ленинграда [17].
В июне 1942 года Управление военизированной пожарной охраны Ленинграда вновь подтвердило готовность к действиям по возобновлению подготовки командных кадров, но руководство ГУПО НКВД СССР отложило принятие решения по этому вопросу до полного снятия осады города. Вряд ли в середине 1942 года кто-то допускал возможность такой продолжительности блокады Ленинграда.
Решение о возобновлении деятельности ПТШ № 2 было принято в течении трех месяцев после снятия блокады в соответствии с приказом НКВД СССР от 21 апреля 1944 года № 074. Школа возобновила свою деятельность в мае 1944 года со штатной численностью, установленной НКВД на военный период для одногодичного срока обучения. Приказом НКВД СССР № 198 от 13 мая 1944 года начальником ПТШ № 2 был назначен подполковник Сергей Гордеевич Голубев.
Перед начальником Школы Сергеем Гордеевичем Голубевым были поставлены задачи возобновления учебного процесса, ремонта основного корпуса здания школы, учебной пожарной части, лабораторий и мастерских, их пополнения новым оборудованием. Официальное открытие Школы было объявлено приказом начальника Пожарно-технической школы от 24 июня 1944 года. В нем отмечалась проделанная работа по подготовке Школы к учебному процессу, выражалась благодарность за проделанную работу постоянному и переменному составу, объявлялось о завершении комплектования и о начале занятий в Школе с 26 июня 1944 года.
Отличительной особенностью приказа был пункт, который требовал от переменного состава усвоения всех дисциплин только на «хорошо» и «отлично»; «в совершенстве овладевать командным языком и командирскими навыками»; «отрабатывать отличную воинскую выправку и внешний вид» [18].
Об объеме подготовительной работы, проблемах и трудностях процесса дает представление отчет, подготовленный руководством ПТШ № 2. Архивный документ настолько интересен, что авторы представляют его почти полностью с сохранением стиля, орфографии и пунктуации.
«За период с 1 мая по 26 июня 1944 года была проделана следующая работа:
По состоянию на 1 июля школа укомплектована:
– командно-преподавательским составом на 69 %;
– вольно-наемным составом на 27 %.
Неукомплектованным является штат вольнонаемного состава (работников пищеблока, уборщиц, обслуживающего персонала). Ряд должностей не укомплектовывался преднамеренно, т.к. школа имеет только 50 % переменного состава и держать лишних людей, не загруженных работой, нецелесообразно.
а) По разверстке ГУПО к 10 июня 1944 года в школу должны были прибыть 419 кандидатов, прибыло 398 чел. с опозданием на 15 дней.
Из 398 кандидатов принято только 304 человек (76,4 %), остальные 94 чел. (23,6 %) – малограмотные (те, кто допустили 40-70 ошибок в диктанте из 120 человек и не знают простых дробей).
б) кандидаты не прошли предварительных испытаний на местах и не имели подготовки по обновлению общеобразовательных знаний.
Со слов, не подтвержденных документами, имеют образование: 4 класса – 15 %, 5 классов – 23 %, 6 классов – 17 %, 7 классов – 31 %, 8 классов и выше – 14 %.
Из общего числа 94-х, принятых в школу 7-классников:
– выдержали испытания 54 чел (57 %);
– не выдержали испытаний – 9 чел (20 %).
Из общего числа 42-х, принятых 8-классников:
– выдержали испытания 343 чел (80 %);
– не выдержали испытаний – 9 чел (20 %).
в) Из общего числа принятых 304 человек:
– мужчин – 189 чел. (62,2 %);
– женщин – 115 чел. (37,8 %).
г) по партийности:
– членов ВКП (б) и кандидатов – 110 человек (36 %);
– членов ВЛКСМ 76 чел. (25 %);
– беспартийных – 118 человек (39 %).
д) по стажу работы:
– 1 год – 17 чел. (5,4 %);
– 2 года – 45 чел. (14,8 %) (и 125 чел. (40,8 %);
– 3 года и выше – 119 чел. (39 %).
е) по должностям в пожарной охране:
– бойцов ГПК и ВПК – 145 чел. или 48 %;
– младших командиров – 132 чел. или 43 %;
– сред. начсостава – 27 чел. или 9 %.
ж) возраст кандидатов от 18 до 35 лет, однако имеется 25 переростков (от 36 до 46 лет).
Выводы:
– не все УПО-ОПО считались с требованиями, предъявленными к кандидатам по приказу Наркома от 21.04.1944 за № 074;
– ни в одной области не была организована проверка общеобразовательной подготовки;
– значительное количество кандидатов, которых направили учиться против их желания.
а) Проведена работа:
– проведено 4 совещания и 3 беседы с коммунистами о дисциплине, порядке приемных испытаний, о хозяйственной деятельности;
– совещание командно-преподавательского состава о задачах в связи с началом учебы;
– налажен выпуск стенных газет;
– радиофицирована школа;
– налажена клубная работа;
– налажена политинформация в дивизионе;
– проводятся лекции для личного состава;
– проведена общешкольная экскурсия на выставку «Героическая оборона Ленинграда».
б) В Московский райком ВКП (б) представлен материал о создании в школе партийной и комсомольской организации.
в) Разрешен вопрос о периодической литературе.
г) Приступили к оборудованию Ленинских комнат.
д) производится работа по восстановлению города по решению Государственного комитета обороны. Школе был дан наряд разобрать завал жилого дома (Международный (ныне Московский) пр., 120), разрушенного артснарядом, а также на разбор нескольких баррикад. К работе приступили, через 10-15 дней работа будет выполнена.
а) Приведены в порядок и оборудованы 9 учебных кабинетов (технического вооружения, тактики, электротехники и связи, химии, автодела, физики, военного дела, парткабинет).
б) Организованы специальные аудитории географии, черчения, водоснабжения.
в) Приведена в рабочее состояние библиотека.
г) Получены от УПО Ленинграда взамен сданных в 1941 году пять автонасосов, из них ЗИС-11 четыре и ГАЗ-АА один. По нормам ГУПО техническим вооружением не укомплектованы.
д) Проработана учебная документация.
е) Переменный состав младшего курса, принятый в июне 1944 года, сведен в 10 учебных групп, из которых 7 командного и 3 профилактического отделения. На командном отделении 2 группы (52 чел.), укомплектованы женщинами, служившими на строевых областях. В группах профилактического отделения 70 женщин и 5 мужчин. Итого на младшем курсе 5 мужских и 5 женских групп.
На старшем курсе две учебные группы (46 чел.) были укомплектованы курсантами, переведенными из Ленинградской, Московской и Свердловской школ подготовки начсостава.
Всего организовано 12 учеб. групп в составе 304 человек.
ж) Всего в школе было предусмотрено 11 часов учебной работы – 9 часов учебы и 2 часа самоподготовки.
и) Младший курс находится в школе 13 месяцев:
– три недели – производственная практика,
– одна неделя – семестровые испытания;
– две недели – выпускные испытания;
– две недели – участие в работах по восстановлению города;
– две недели – работы в подсобном хозяйстве;
– остальное – учеба.
На старшем курсе – 6 месяцев нахождения в школе.
к) Учебный процесс обеспечен всеми учебно-наглядными пособиями. Письменных принадлежностей, тетрадей и бумаги имеется запаса на 3 месяца, заказано еще из Москвы. Ощущается недостаток в учебниках по общеобразовательным и специальным дисциплинам.
В библиотеке ЛПТ не было учебников по русскому языку и математике, физике и химии для начального обучения, т.к. техникум комплектовался лицами, имевшими образование не ниже 7 классов. Пришлось указанные учебники позаимствовать в других школах.
Ощущается недостаток в учебниках по тактике пожаротушения и др. спецлитературы.
л) В школе нет автомеханической лестницы. Если нет возможности обеспечить лестницей из запасов ГУПО, то можно передать лестницу «Магирус» из 14 ГПК, которая расположена в одном районе со школой. Лестница может быть оформлена на выезд и передача ее из ГПК в школу на охране города не отразится.
а) К ремонту приступили 15 мая 1944 года. Работы ведут 60-70 чел. из числа бойцов УПО Ленинграда. Техническое рук-во осуществляет 2-й стройтрест УНКВД. Стройотдел УНКВД обеспечивал строительство стройматериалами (фанерой, пиломатериалами, алебастром, мелом, песком, известью, олифой, краской).
б) Работы 1 очереди были закончены к 1 июня. В настоящее время ведутся работы 2 очереди (до июля).
в) Выполнено:
– оштукатурены потолки и стены;
– окрашены стены и потолки клеевыми и масляными красками;
– закрыты фанерой окна и переставлены стекла, отремонтированы оконные переплеты и двери. Исправлен паркетный пол, вставлены на место все вынутые ранее переплеты рам;
– отремонтирована кровля;
– исправлена канализация и водопроводная сеть;
– переложены кухонные очаги.
г) Силами работников школы отремонтированы стулья, столы классные, исправлены дверные замки.
д) Ведутся работы по ремонту сети водяного отопления. Недостающее кол-во радиаторов достали сами и передали стройотделу для установки.
е) Не оконченными являются кровельные работы на учебном корпусе (надо исправлять толевую кровлю), работы по восстановлению котельной и наружной паровой и водяной магистрали. Работы ведет стройотдел, при содействии завода «Электросила» будет отремонтирована котельная.
Не окончено остекление проемов. Стройотдел НКВД не выделил стекол. Вторые рамы всех окон не остеклены и не закрыты фанерой.
Подсобное хозяйство.
К его организации приступили в мае 1944 года. По решению Райземотдела выделено 56 га земли, из кот. 20 га решено обработать в текущем году. Остальная площадь засеяна рожью или запущена в период войны. На участке имеется 2 полуразрушенных дома с постройками, которые приводятся в порядок.
На 20 га посеяно: 10 га картофеля, 1,9 га капусты, 0,2 га брюквы, 0,3 га моркови, 3 га ячменя, 0.8 га турнепса, 1.55 га свеклы, др. овощей 2, 25 га.
Обработка земли проводилась курсантами, прибывшими из Свердловской (25 чел.) и Московской (12 чел.) школ и силами постоянного состава. Были использованы трактора, заимствованные у разных организаций.
Заведено животноводство – через УНКВД получено 10 поросят (один погиб), кормами обеспечены. Предполагается завести домашнюю птицу.
Приступили к сенокосу. Имеется возможность завести крупный рогатый скот.
Школа не имеет тягловой силы – надо завести 2 лошади. Приняты меры к постройке овощехранилища и приобретению сельхозинвентаря и оборудования.
Назначен директор и счетовод, укомплектовывается штат рабочих.
Продуктовое довольствие.
До 8 июня 1944 года прибывший в школу перемен. состав питался по общегородским нормам для рабочих. С 8 июня он переведен на питание по курсантской норме. Продукты бесперебойно привозят через УВС войск НКВД ЛО.
Пищевой блок работает.
В течение месяца для постоянного состава удалось получить из Торгового отдела Исполкома Горсовета на выдачу 120 чел. (из 140 чел. штатного командно-преподавательского состава) карточек на котловое довольствие по нормам ВПО Ленинграда. Остальной состав обеспечивается по нормам рабочих и служащих.
Командно-преподавательский состав 3 раза получает пищу в столовой школы.
Обеспечение топливом. Школа обеспечена топливом на 1-2 месяца, только для пищевого блока.
Для отопления здания в зимний период и для дальнейшей работы пищеблока топлива нет. Вопрос освещен в записке, посланной в ГУПО.
Квартирное довольствие.
Имеющаяся в школе жилплощадь приводится в порядок. В июле 1944 года, возможно будет обеспечить всех сотрудников-одиночек общежитием и несколько человек комнатами.
Райсовет предлагает вместо отдельных квартир отремонтировать разрушенный снарядами трехэтажный жилой дом на следующих условиях: райсовет отпускает деньги и материалы на ремонт, а школа собственными силами его делает и в квартиры селятся сотрудники (по ордерам). Но в связи с большим объемом работ школа не может отпускать людей, не нарушая учебпроцесс, – пришлось отказаться от этой идеи.
Получено устное согласие зам. начальника УПО Полякова на выделение 3-4 квартир в доме, которые на таких же условиях ремонтирует УПО для УНКВД.
Обеспеченность вещевым довольствием.
Весь переменный состав обеспечен постельными принадлежностями из запасов школы, кроме подушек. Летнее обмундирование для перемен состава получено, остальное довольствие представитель получает в Москве. Сапожная и портновская починочные мастерские организованы и действуют.
Обеспеченность хозяйственным инвентарем
Кроватей, тумбочек, классной мебели имеется 100 % наличности. На 600 чел. переменного состава потребуется 220 кроватей, 370 подушек, 42 тумбочки, 190 стульев.
Обеспеченность боепитанием.
В ОМТО НКВД получен наряд на вооружение, 5 июля назначена приемка.
Обеспеченность автотранспортом.
Силами шоферского состава школы восстановлены 4 грузовые автомашины, находящиеся в консервации. По наряду ГУПО будут получены от ГУАСа 2 грузовые газогенераторные автомашины. От УПО Ленинграда получены одна легковая и 5 автонасосов.
Имеется начальник, врач-терапевт и один лекпом.
Весь переменный состав пропущен через медосмотр, на всех заведены санитарные книжки.
Организовано наблюдение за пищеблоком, помещениями и территорией.
Организованы стационар и изолятор.
Не решен вопрос о снабжении медикаментами.
Финансирование через финотдел УНКВД. В госбанке открыты два счета, один на финансирование школы, другой – на подсобное хозяйство.
Составлена смета на второе полугодие 1944 года.
Заключение
Проведенная личным составом школы работа, а также реальная помощь УНКВД ЛО и УПО Ленинграда позволили подготовить школу к открытию в короткий срок.
Но имеются трудности в отношении материального обеспечения:
Полностью разрешить проблемные вопросы без помощи ГУПО не представляется возможным» [19].
На период обучения приложением к приказу начальника ПТШ № 2 от 24 июня 1944 года был объявлен распорядок дня для переменного состава (курсантов), который действовал и в Ленинградском пожарно-техническом училище. Его отличительной особенностью являлся послеобеденный часовой отдых курсантов.
По согласованию с Управлением пожарной охраны города все преподаватели, командиры, сержантский, вольнонаемный состав и курсанты школы, направленные на период войны для защиты города, были переведены в штат школы для организации учебного процесса и продолжения учебы.
Острая нехватка квалифицированных кадров пожарно-технического профиля ускорила процесс возобновления работы школы по довоенным учебным планам. Но уже в сентябре 1944 года Школа перешла на трехгодичный срок обучения [Приказ НКВД СССР от 28 сентября 1944 года № 448], а с 1 февраля 1945 года на ее базе отрылись курсы усовершенствования начсостава для частей ВПО с годичным сроком обучения, которые действовали до 1948 года, военное отделение по подготовке пожарных специалистов для армейских частей и соединений Красной Армии.
Учебный процесс в ПТШ № 2 был восстановлен, несмотря на большой объем ремонтно-строительных и хозяйственных работ, а также продолжающиеся военные действия на территории СССР.
Великий день Победы коллектив школы встречал в отремонтированных помещениях, оборудованных необходимыми техническими средствами и налаженным графиком проведения учебных занятий.
Курсанты и командно-преподавательский состав должны были участвовать в работах по восстановлению городского хозяйства. В частности, на них было возложено задание по приведению в порядок парка на Московском проспекте, закладка которого в довоенные годы и его консервация перед войной были выполнены в основном силами курсантов Ленинградского пожарного техникума. Парк в короткие сроки был реконструирован и позднее стал одним из любимых мест отдыха ленинградцев. Сегодня это – Московский парк Победы.
Все тяготы, лишения, участие в восстановительных работах только способствовали повышению ответственности всего личного состава Школы, организованности и порядка. 11 октября 1945 года в Пожарно-технической школе № 2 состоялся первый послевоенный выпуск офицеров пожарной охраны.
В архиве Управления Государственной противопожарной службы МЧС России собраны и бережно хранятся сведения о людях, благодаря усилиям которых стало возможным быстрое восстановление процесса подготовки командных кадров для пожарной охраны Ленинграда в стенах ПТШ № 2 в 1944 году. Это – управление и преподавательский состав.
Начальник Школы – подполковник Сергей Гордеевич Голубев ( май 1944 – октябрь 1945), его заместитель по политической части подполковник Павел Семенович Армашев.
Помощники начальника по МТО: Артемьев Рубен Иванович (1944 – 1945), Георгий Осипович Лепшинов (1945).
Начальники строевого отдела: Павел Александрович Ермолин (май –июль 1944), Николай Артемьевич Халипов (1944); Ильин Петр Павлович (1945).
Начальники учебного отдела: В.П. Казьмин (1944), Антон Иосифович Лямих (1944 – 1945).
Помощник начальника учебного отдела по планированию и методической работе Степан Асинкритович Ильичев, помощник начальника учебного отдела по службе (он же начальник УПК) Георгий Николаевич Рыжов, помощник начальника УПК Валентин Иванович Масленников.
Командиры дивизионов: Иван Герасимович Жук и 2 – вакансии.
Курсовые командиры: П.П. Сторожук, П.С. Петров, Ф.Н. Большаков, Л.И. Лежнев, Н.А. Яковлев, С.Т. Тимофеев, Пантелей Кузьмич Чайкин, Ф.Г. Корчагин и Н.А. Пилипак
Начальник финансовой части Леокадия Эдмундовна Тидеман.
Начальник клуба: Лидия Михайловна Горбунова.
Специальный цикл. Старшие руководители: Александр Васильевич Маслов, Михаил Михайлович Антрошенко, Геннадий Семенович Белоруков и Александр Петрович Чижиков.
Преподаватели: Анатолий Георгиевич Кертлинг, Любовь Марковна Лебедь, Григорий Георгиевич Абакшин, Василий Иванович Склауни (с 1940-х), Герман Тимофеевич Моисеев, Алексей Максимович Власов, Александра Николаевна Дмитриева, Исаак Изральевич Кривченок, Нина Георгиевна Лятковская, Олег Андреевич Белавенцев, Николай Николаевич Розенберг, Тамара Павловна Кривополенова, Петр Михайлович Платунов и Волошин Петр Яковлевич.
Социально-экономический цикл. Старший руководитель: Антонина Дмитриевна Петрова; преподаватели: Иван Степанович Визяев и Софья Давыдовна Дворкина.
Военный цикл. Старший руководитель: Павел Александрович Ермолин, старший инструктор физподготовки Вениамин Александрович Степанов и инструктор физподготовки Борис Павлович Стрюков.
Общеобразовательный цикл. Старший руководитель: Николай Георгиевич Котов.
Политическая часть: старший инструктор патриотической работы и пропаганды Моисей Шмулевич Хаит [20].
Таким образов, восстановление учебного процесса в учебном заведении, бездействовавшего в течении почти трех лет, в условиях продолжающейся войны и периодических вражеских обстрелов, дефицита управленческих и преподавательских кадров, отсутствия полноценной материально-технической и учебной базы является чрезвычайно сложным делом.
Даже в таких тяжелых условиях в Ленинграде удалось в короткий срок восстановить работу важного специализированного учебного заведения и в течении года возобновить подготовку и выпуск профессиональных руководителей пожаротушением с учетом накопленного в период блокады опыта.
Такой результат стал возможен благодаря высокой требовательности, организованности, самоотверженности и патриотизму советских людей.
В 1944-1945 годах была заложена основа для дальнейшего развития системы подготовки командных кадров для пожарной охраны Ленинграда и страны.
Опыт такой работы актуален и в настоящее время, активно используется в учебном процессе в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.
Литература