Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №3, 2013

Екатерина КАЛИНИНА
Фотография как метафора письма: писатель-фотограф в романе Марселя Пруста «Обретенное время»
Просмотров: 891

ФЕСЕНКО Ксения Юрьевна / Ksenia FESENKO

Франция, Париж.
Университет Париж-8, Вансен-Сан-Дени.
Кафедра Французской литературы и французского языка.
Лаборатория «Исследования эстетического многообразия».
Научная школа «Практики и теории смысла». Аспирантка

France, Paris.
University Paris 8, Vincennes in Saint-Denis.
Chair of the French Literature and French Language.
Laboratory “Research on aesthetic plurality”. PhD student.

kseniafessenko@gmail.com

Основываясь и анализируя взгляды двух французских писателей-реалистов девятнадцатого века, братьев Эдмона и Жюля де Гонкур, это исследование является попыткой охарактеризовать восприятие фотографии в самый неустойчивый период ее существования, между 1850 и 1890 годами, в период, когда первобытное очарование этим новым изобретением уже исчезло, но оно еще не стало массовым, буржуазным развлечением. Раздираемые пренебрежением к механическому производству изображения и интересом к мистической стороне фотографии, Гонкуры выводят своеобразную формулу этого нового искусства, ставя острее, чем кто бы то ни был, вопрос об эстетике реализма, как в изобразительном искусстве, так и в литературе. Главным образом, в статье пойдет речь о противоречии между литературным реализмом и фотографическим, когда попытка Гонкуров избежать «литературного дагерротипа», то есть застывшей описательности, парадоксальным образом приводит к перениманию визуальных приемов выразительности, свойственных фотографии. Беря за основу выдержки из автобиографического дневника писателей «Журнал» и вступления к роману «Жермини Ласертэ», статья предлагает, с одной стороны, панораму депоэтизации фотографии в глазах писателей, с другой стороны, анализ влияния последней на их стиль и письмо, и, наконец, размышление о том, было ли изобретение дагерротипа основным фактором зарождения реализма, как направления в искусстве.

Edmond and Jules de Goncourt.

Between Realism and Photography: In Search of Visual Literature Focusing on the opinion of two French writers - realists of the 19th century, the brothers Edmond and Jules de Goncourt - this research reflects an attempt to characterize the perception of photography during its most unstable period of existence, between 1850 and 1890, when the first primitive fascination with this new process had already disappeared, but it had not yet become a mass bourgeois product. Torn between disdain for the creation of a mechanical image and an interest in the mystical side of photography, the Goncourts derive a certain formula for this new art, questioning more than anyone else the aesthetics of realism, in visual arts as in literature. This article mainly analyzes the contradiction between the realism present in literature and the realism reflected in photography, when the Goncourts’ desire to avoid a “literature daguerreotype”, or a fixed descriptiveness, in a paradoxical way make them adopt visual methods of expression that are intrinsic only to the art of photography. Founded on extracts from an autobiographical diary of the brothers, Journal des Goncourt, and on the introduction to the novel Germinie Lacerteux, this article proposes, on the one hand, a panorama of dépoetisation of photography in the eyes of the writers and, on the other hand, an analysis of the influence of the latter on their style and writing. Finally, it proposes a reflection on whether or not the invention of the daguerreotype was the main cause of the emergence of realism in the arts.



Другие статьи автора: КАЛИНИНА Екатерина

Архив журнала
№2, 2018№1, 2018№4, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4,2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба