Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №1, 2018
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
Институт педагогики и психологии образования
Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
Профессор, доктор филологических наук, доцент
Статья рассматривает проблемы взаимосвязи формирования творческой личности и истории в контексте автобиографического текста. «Рассказ о себе» в русской автобиографической прозе XIX–XX вв. художественно ярко и убедительно раскрывает важность мировосприятия эпохи и исторических событий в формировании базовых, первичных впечатлений детства.
В качестве эмпирического материала рассматриваются произведения из репрезентативного ряда русской классики XIX века «Записки одного молодого человека» (1840 – 1841); «Былое и думы» (1852 – 1868) А.И. Герцена и «Пошехонская старина» (1887) М.Е. Салтыкова-Щедрина. Особого накала переживания эпохальных событий XX достигают в индивидуальном стиле А.П. Гайдара в повести «Школа» и очерке «Обыкновенная автобиография в необыкновенное время» (1929).
Предмет рассмотрения в статье сосредоточен на историзме детских воспоминаний, памяти эпохальных событий и оценке социальной действительности, которая объединяет автобиографические методы А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.П. Гайдара. С другой стороны, избранный ракурс, повлиявший на само сознание авторов, демонстрируют неповторимость индивидуального стиля каждого из писателей.
Отношения Поэта и Истории раскрываются в особой связи времени исторического рождения. Эпохальные события мировой и отечественной истории поэтизируются и получают статус «КРУПНЫХ СОБЫТИЙ ДЕТСТВА» в развертывании автобиографического повествования. Более того, два взаимосвязанных процесса поэтизации и прозаизации в теории жанра автобиографической прозы не только передают антиномичность авторского отношения к неоднозначным и противоречивым историческим реалиям, сколько акцентирует внимание и задают ценностный вектор.
Взаимосвязь поэта и истории раскрывается как яркий момент самосознания и ключевой эпизод в формировании личности автора, определивший творческий стиль и мировоззрение.