Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №1, 2018
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербург, Россия
Факультет психологии
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
Философы культуры и культурологи неоднократно ставили перед психологами вопросы о соотношении индивидуальности человека, его Я, и культуры: (1) существуют ли инварианты Я, сохраняющиеся при любых культурных детерминациях, или культурная относительность личностной идентичности тотальна; (2) в построении субъекта, насколько пассивным материалом выступает индивид по отношению к культурному знаку Я; и (3) необходимо ли постоянное и непрерывное воздействие культурных знаков для сохранения личностной идентичности? Автобиографирование одновременно является культурно-исторической, коммуникативной и экзистенциально-рефлексивной практиками. Будучи помещенным в междисциплинарное пространство исследования, текст автобиографии, как композиционно связанный нарратив, построенный характерными для культуры дискурсивными средствами и коммуникативными паттернами, дает перспективы для сравнительных исследований культурных механизмов конструирования личностной идентичности. В данной статье приводится сравнительный анализ автобиографий россиян трех возрастных групп; представителей трех поколений, рожденных в разные эпохи ХХ века; тексты были созданы в 1990-е, 2000-е и 2010-е годы в пространстве разных дискурсивных контекстов. Экзистенциально-нарративное направление в психологии сосредоточено на анализе способности человека осмыслять и конструировать время собственной жизни и свою идентичность посредством создания автобиографического текста. Нас интересует то, как в композиции автобиографического нарратива проявляются (i) внутреннее феноменологическое переживание жизненного хронотопа (легкого или трудного внешнего мира и сложного или простого внутреннего); и (ii) как культурный контекст формирования личности и речевой контекст эпохи создания текста влияют на способность человека к смысловому согласованию событий жизненного пути и собственной индивидуальности.
Автобиографическое время представляет собой рассказанное время жизни. И как любое повествование, автобиография – это разворачивающаяся во времени структура, ориентированная на создание смысла. Временная перспектива личного жизненного пути человека включается в автобиографиях в контекст определенной культурно-исторической эпохи, и рассказывается типичными для культуры коммуникативными средствами, для того, чтобы в идеале осмыслить эту жизнь и самого себя как целое. Личное время сталкивается в автобиографиях с историческим не только в содержательных перипетиях сюжета, но и на уровне форм. Личная способность к переживанию времени и пространства жизни подвержена культурной детерминации, будучи опосредованной языком и тем самым подвергаясь всем эффектам социального конструирования. Исследование автобиографического времени как междисциплинарного феномена открывает новые перспективы анализа противоречивых трендов становления человека как субъекта, постигающего время своей жизни в контексте и средствами определенной культурно-исторической эпохи.