Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №1, 2018

Ольга АВЕРЬЯНОВА
Ман Рэй как фотограф моды: от утилитарных и дескриптивных ограничений к китчу

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Заведующая Отделом искусства фотографии 
Кандидат искусствоведения

 

Статья посвящена одному из важных аспектов творчества французского фотографа и художника американского происхождения Ман Рэя – фотографии моды и его сотрудничеству с популярными журналами для женщин в 1920-1930-х годах XX века. Использование рэйографии, соляризации, монтажа и других авторских технологий в коммерческой фотографии рассматривается и как часть процесса формирования «зрелищной» репрезентации, и одновременно как коммерциализация модернистских стратегий. Ман Рей считавший себя художником, занимался различными артистическими практиками: делал объекты, коллажи, графику, экспериментировал в кино. Он принимал активное участие в жизни дадаистов, входил в сюрреалистический круг, фотографировал портреты «парижской богемы», которые во многом создавали его репутацию. Дух экспериментаторства вместе с сугубо практической необходимостью выживания, сделали прикладное применение его новаторских приемов логически оправданным для самого художника. Vogueи Harper's Bazaar, безусловно, оставаясь журналами массовыми, предоставили ему возможность демонстрировать «передовые идеи» перед огромной зрительской аудиторией. Искусство стремилось расширять границы эстетически приемлемого. Рынок так же проявляет интерес к актуальным течениям: шокирующий, провокационный сюрреализм был, в конце концов, редуцирован им и отлично приспособлен для потребителя. Эффектные визуальные приемы модернизма, посредством которых создавались изображения, очевидным образом, отличающиеся от репрезентативного оригинала, обусловливали принципиально иной контекст модной изобразительности, уводя её в сторону от практических потребительских стандартов. Преодоление утилитарности позволило Рэю превратить фотографию моды в особую практику, где сходство образа с референтом не выводилось из вещи, но производилось работой над материалом, невыразимость которого она как раз и проблематизирует. В статье рассматриваются формалистские практики Ман Рэя, обозначившие движение от парадигмы вещи к примату обозначения, исследуются способы разрушение теории индекса в фотографии моды. Значение наследия фотографа, как и многих других, модернистов, работающих в коммерческой области, нивелировано постепенным превращением найденных ими приемов в штампы массовой культуры. Автор ставит своей задачей проанализировать сложившуюся ситуацию.



Другие статьи автора: АВЕРЬЯНОВА Ольга

Архив журнала
ку№1, 2019№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4,2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба