Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №4, 2012
Россия, Москва. Высшая школа экономики
Философский факультет
Доктор философских наук, профессор, член редколлегии журнала «Вопросы философии»
Роман Замятина «Мы» является одним из важнейших сочинений для понимания интеллектуальной и реальной ситуации в ранней Советской России. Это еще и вариация на тему платоновского государства. Многим кажется, что Замятин критикует разумное основание платоновской утопии и «основанную на разуме» большевистскую диктатуру. На взгляд автора, Замятин показывает превращение разума в свою противоположность — иррациональную магическую силу, которая обращает человека в раба, когда призыв к разуму становится заклинанием, с помощью которого управляется общество. Замятин боролся с идеологией, перспективы которой он увидел лучше многих. Дело не в одной России, а в системе насилия, которое организует мир по правилам сумасшедшего дома. И в этом сумасшедшем доме разум лишь один из сумасшедших. Запад тоже пережил нечто подобное, и роман Оруэлла «1984» был написан уже в парадигме замятинского романа
Russia, Moskow. The Higher School of Economy
Philosophical faculty. PhD in Philosophy, professor
Associate editor of the Philosophy Questions magazine
Insanity as a Reason to Understanding Zamjatin's Contra-Utopian “We”
Zamjatin’s novel,“We”, is one of the most important works in understanding the intellectual and actual situation of early Soviet Russia. It is also a variation on “The Republic” of Plato. Some say that Zamjatin criticizes the reasonable foundation of Plato’s utopia and, “based on Reason”, also the Bolshevik dictatorship. According to the author, Zamjatin shows the transformation of reason into it's own opposition – irrational magical power. This power turns people into slaves within a moment, when the call to the reason becomes an invocation, which helps to govern others. Zamjatin struggled against all ideology. The problem isn't only in the understanding of Russia, it isthe system itself — a system of violence — which organizes the world according to the rules of a madhouse. In this madhouse, Reason is nothing more than the ravings of the insane. The western counterpart to this novel is George Orwell’s “1984”, written according to the paradigm in Zamjatin's novel
Подступы к теме
Начну с того, что роман «Мы» я прочитал первый раз (в советское время) по-английски. Русского варианта достать не мог. Друзья брали у меня эту книгу читать. Что же мы искали в этом романе, написанном в 1920 –1921 гг. и появившемся тогда в печати лишь на Западе и в переводе? Мы были наслышаны о том, что это великая антиутопия, изображающая тоталитаризм, всю сталинскую систему, что следом за ним шли великие романы Хаксли «О дивный новый мир» и Оруэлла «1984», что Замятин проложил путь к созданию так называемой «антитоталитарной антиутопии». Кстати, русский текст романа был опубликован спустя лет тридцать после английского. Так что шла как бы непрерывная линия от Томаса Мора через Замятина до Оруэлла и англоязычных (американских) фантастических романов ХХ века (называемых литературоведами своеобразными антиутопиями) — Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту», Клиффорда Саймака «Поколение, достигшее цели», Айзека Азимова «Конец вечности» и, как отголосок, роман Станислава Лема «Возвращение»