Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №3, 2016
Международная школа изучения Холокоста, Яд Вашем, Иерусалим, Израиль
Магистр культурологии, магистр гуманитарных наук, преподаватель
В данной статье раскрывается проблематика репрезентации памяти о предельных событиях, к которым относятся имевшие место преступления против человечества. Анализируется вопрос личных свидетельств очевидцев, выраженных в форме визуального искусства и представленных на музейных площадках. Отдельное внимание уделяется такому формату как фотография, при котором изображение одновременно выступает первоисточником в исторической науке и формой творческого выражения художников и кураторов музеев. Раскрывается концепция пост-памяти, которая занимает значительное место в анализе влияния визуального искусства на формирование памяти последующих поколений. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о роли современных визуальных практик, которые несут в себе предпосылки для нового осмысления произошедших событий. Современное экспозиционное пространство предлагает особую форму взаимодействия зрителя и художественного произведения, в процессе которого происходит не только усвоение представленных образов, но и формируется этика памяти о прошлом.
REPRESENTATION OF CATASTROPHE: MEMORY IN ART VS. ART OF MEMORY
Daria STARIKASHKINA
Международная школа изучения Холокоста,
Яд Вашем, Иерусалим, Израиль
Магистр культурологии, магистр
гуманитарных наук, преподаватель
Starikashkina.daria@gmail.com
This article deals with topics of representation of complex memory of the events such as the Holocaust or any other examples of the crimes against humanities. It examines an issue of vividness of testimonies presented via visual art, considering photographs as a (primary) source for historical research and for artists’ and curators’ work. It looks into the concept of postmemory, which plays a key role in analysis of the of visual art in a process of shaping memory. The article outlines a locus of contemporary visual art which, accordingly to G. Pollok, cannot be only historical but should also propose a motion for reconsideration of what happened in the past, by bringing an ethics into the framework of history, museology and memory studies in post-catastrophic contemporaneity.