Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №1, 2015
Российский государственный гидрометеорологический
университет (РГГМУ)
Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры социально-гуманитарных наук,
кандидат философских наук
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию красоты природы и экологической красоты, представляющие историческую иллюстрацию перехода от классической эстетики природы к неклассической энвайронментальной (экологической) эстетике. Сопоставление классического взгляда В.С. Соловьева с эстетическими идеями «отца экологии» Э. Геккеля и современной версией энвайронментальной эстетики демонстрирует процесс движения эстетической мысли от признания красоты природы воплощением объективной идеи к представлению об экологической красоте как сложной, функциональной, абстрактно-концептуальной красоте, аналогичной красоте абстрактных математических объектов. Философско-эстетические работы Соловьева «Красота в природе» (1889) и «Общий смысл искусства» (1890) хорошо известны в отечественной эстетике, в отличие от психолого-эстетической типологии природной красоты Эрнста Геккеля, изложенной в книге «Чудеса мира». Геккель знаком скорее как автор художественного и научно-популярного альбома «Красота форм в природе» (1899-1904), где принципы типологии природной красоты получили изобразительное воплощение. Представляется, что взгляды Геккеля в отечественном философско-эстетическом и культурологическом дискурсе несколько недооценены. Геккелевская типология красоты природных форм сегодня актуализирована в так называемой природоохранной эстетике, но в неполном и неточном виде. Дополнительный пример современной типологии объектов экологической (энвайронментальной) эстетики свидетельствует о необходимости рассмотрения экологической эстетики как формы философской антропологии