Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №4, 2017
Самарская гуманитарная академия, Самара, Россия
Заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Кандидат философских наук, доцент
Рассматриваются примеры самопожертвования, описания которых встречаются в "Национальном корпусе русского языка". На основе этих примеров выявляется несколько значений самопожертвования, между которыми наблюдается семейное сходство. Какие-то примеры и значения воспринимаются как типичные, другие – как периферийные, метафорические. Наиболее прототипическими можно считать случаи, когда кто-то реально, а не только символически, отдает собственную жизнь ради блага других людей, во имя религиозных или моральных принципов. Мифологические, исторические и антропологические данные свидетельствуют о том, что прототипы самопожертвования – это ритуальные самоубийства. С этической точки зрения, самопожертвование опирается на уже существующие моральные ценности, жертвующий собой делает это во имя этих ценностей. Но с антропологической и социологической точек зрения, возможно, именно ритуал порождает и возобновляет переживание этих ценностей. Когда человек оказывается в ситуации самопожертвования и отдает свою жизнь, выжившие участники ритуала сохраняют опыт реальности самопожертвования и соответствующих ему ценностей, идей и эмоций.