Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №4, 2016
Московский государственный педагогический университет
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Национальный исследовательский университет МИФИ (МИФИ), Москва, Россия
Профессор, доктор экономических наук, кандидат технических наук
Национальный исследовательский университет МИФИ (МИФИ), Москва, Россия
Магистрант
Многовариантность трактовок дизайна в современном культурологическом и искусствоведческом дискурсе, подчас взаимоисключающих, заставляет искать новые подходы к теме, которые бы позволили не только «не потерять предмет», но, прежде всего, сопоставить и, возможно, упорядочить в понимании его существенные аспекты. Настоящая работа посвящена трактовке дизайна как места или позиции в некоторых структурах взаимосвязанных категорий. Мы обсуждаем три категориальные структуры, включающие дизайн: 1) цикл креативности Кребса, 2) категориальную связку, в которой объекты различаются по способу их возникновения, 3) историческую перспективу прошлое-настоящее-будущее. Множественность пересекающихся в «точке» дизайна структур заставляет нас говорить о перекрестке. Тогда место или позиция, обозначаемые термином «дизайн», оказываются виртуальным плацдармом, на котором исполняется ряд функций, существенных в процессе воспроизводства, трансляции и развития культуры. Некоторые из них подробно обсуждаются в других статьях настоящего номера. Толчком к заявляемой постановке вопроса стал опубликованный в социальных сетях в январе 2016 года концепт цикла креативности Кребса. Сегодня мы трактуем эту схему как семиотическую мегамашину, претендующую на ведущую роль в обеспечении способа существования современной культуры. Указанная концептуальная находка ученых из «Антидисциплинарной лаборатории» Массачусетского технологического института (MIT) позволяет продолжить прервавшуюся было линию исследований известного теоретика дизайна Томаса Мальдонадо. Он предлагал, в числе прочего, рассматривать дизайн «извне».
Авторы упомянутой семиотической мегамашины полагают коммуникацию ключевой функцией дизайна, что не является новостью. Однако, сущности, между которыми коммуникация устанавливается и поддерживается, требуют прояснения. Это, в первую очередь, – искусство и инженерия, польза и поведение, промышленное производство и культура, естественное и искусственное, постмодернизм (понимаемый как социокультурная ситуации исчерпания былых супероснований и соответствующих им больших проектов) и некая пока не оформившаяся но неизбежная его альтернатива.
Представляется, что в силу своей коммуникативной сущности дизайн может сыграть позитивную роль в экологии и гигиене культуры, восстанавливая связи между культурными «анклавами», размываемые течением постмодернизма. Здесь главное – не пытаться сделать из дизайна новый большой проект. Важной задачей в современном социокультурном пространстве может стать, например, создание технологий дизайна и редизайна структур и ландшафтов – от социокультурных сетей до ризомы.
Design as an Intersection of Ontologies
Dmitry REUT
Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow State Technical
University named after N.E. Bauman,
National Research Nuclear University (MEPhI), Moscow, Russia
Professor, Doctor of Science (Economics), Ph.D in Engineering Sciences
dmreut@gmail.com
Artem MOLCHANOV
National Research Nuclear University (MEPhI), Moscow, Russia
Master Student
dartmolcha@mail.ru
This article is devoted to an interpretation of design as a position in structures of some interconnected categories. We discuss three structures: 1) Krebs creativity cycle, 2) a categorial sheaf in which objects differ on the basis of a way of their creation, 3) historical prospect of past-present-future. Plurality of the structures which are crossed in «point» of design forces us to speak about the intersection. In this case the place or a position designated by the term «design» form the virtual base on which a number of the essential functions of reproduction, broadcasting of culture and cultural development is executed. It is represented that owing the communicative essence of design can play a positive role in ecology and hygieneof culture, restoring the communications between cultural «enclaves» which are washed away by postmodernism storm. Сreation of design technologies and redesign of structures and landscapes – from sociocultural networks to rhizome – can become an important task in modern sociocultural space.