Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №3, 2018
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
Профессор, доктор искусствоведения
Член Союза художников РФ
Статья посвящена одному из архетипических образов в кино, присутствующем в этом искусстве с первых годов его появления. Образ психически неадекватного учёного автор рассматривает не только с точки зрения его двойственного целеполагания (поиски личного бессмертия и стремление к тотальной власти), но, впервые, его разное смысловое содержание связывается с устойчивым визуальным воплощением, воспроизводимым в кино на протяжении последних ста лет.
Автор утверждает, что несмотря на «внешние» (историко-политические) и «внутренние» (образно-стилистические и технические) условия, данный тип медиа-героя сохранял свои смысловые функции и визуальные характеристики. По мнению автора, это объективное явление, так как образ безумного учёного является архетипическим образом и выступает как отражение коллективных страхов, отражающих драматизм человеческой экзистенции, а именно, неразрешимое противоречие между его стремлением к бессмертию и одновременно, страхом потерять всё то, что составляет сущность человека.