Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №3, 2014
Россия, Ростов-на-Дону.
Южный федеральный университет.
Институт истории и международных отношений.
Кафедра зарубежной истории и международных отношений, кандидат наук, доцент.
Одной из новых тенденций в политическом и социальном дискурсе является слияние концептов культуры и гражданства. До конца 1980-х годов мультикультурализм и гражданство выполняли совсем разные функции. В то время как гражданство определялось по рождению и воплощало процесс включения в политическую общность, мультикультурализм имел дело с прибывающими мигрантами. Сегодня гражданство выглядит больше как социальный статус, гарантирующий безопасность, и в то же время как специфическая идентичность. Несмотря на разнообразие подходов и научных работ, основная дискуссия разгорается вокруг главной характеристики гражданства как основанного на бинарных различиях, которые создают новый культурный базис существования современного общества. И культурное гражданство рассматривается скорее как процесс строительства культурного дискурса, чем как жизнь в политии. Речь идет о не вполне формальных правах (даже не права меньшинств, как мы видим в мультикультурализме), но об участии, включении в сообщество. Современное культурное гражданство предполагает сложные формы формальной и неформальной принадлежности, которые несут бремя истории и часто располагаются между модерном и постмодерном. Хотя одной из главных характеристик является последовательная реализация наднационального состояния, где наблюдается языковая унификация и усиливается представление об общем благе, эмоциональное измерение коллективных идентичностей не менее важно. В этой связи концепт Другого, используемый в риторике мультикультурализма, неизбежно включен в систему принадлежностей и гражданства