Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №3, 2014
Пуатье, Франция.
Университет Пуатье.
Доктор философии. Профессор на пенсии
Тезис, защищаемый в этой статье, что мультикультурализм является идеологическим мышлением, а именно, что он не является научным, а его функция состоит в обосновании классовых интересов. В этом случае, мультикультурализм в основном, служит интересам работодателей, потакающих массовой иммиграции, что позволяет получить дешевую и послушную трудовую силу. С политической точки зрения, это может быть определено как радикальное отрицание республиканских принципов. В частности, представляется, что идеи мультикультурализма несовместимы с идеями единства и неделимости нации, национального суверенитета и светскости. Факт признания мультикультурализма позволяет нам решать вопрос о сосуществовании различных этнических и / или религиозных общин на одной и той же национальной территории. Для сторонников мультикультурализма это сосуществование всегда представляется полезным для всех групп, участвующих в нем, при этом нет никаких условий для тех, кто приезжает, однако есть обязательства для местных жителей, которые должны адаптироваться к привычкам вновь прибывших. На самом деле, постулаты мультикультурализма глубоко неверны. Изучение эмансипации евреев во время Великой французской революции и Империи, например, показывает, что требовалось устранить множество препятствий для достижения полной ассимиляции. Что касается современного французского общества, различные социологические работы доказывают, что во Франции, после временного сближения коренного населения и иммигрантов, как правило, выявляется все больше отличий и противоречий. Некоторые явления могут объяснить этот вывод: концентрация иммигрантов в определенных областях; миграция («бегство белых») небогатых жителей пригородов в другие пригороды и сельские районы; все большее число эндогамных союзов, возникающих под действием давления сообществ. Следствием этих явлений является исчезновение республиканского идеала ассимиляции, предполагающего трансформацию иммигрантов в французских граждан. Возрождение этого идеала позволяет предположить разрыв с мультикультурализмом, и более того, радикальное изменение миграционной политики в целях предотвращения ранее описанных социологических явлений