Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №3, 2014
Россия, Санкт-Петербург.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Институт машиностроения, металлургии и транспорта
Кафедра инженерной графики и дизайна
Кандидат искусствоведения, доцент
В данной статье тематическая картография рассматривается как составная часть информационного и культурного пространства человека, как особое направление в информационном дизайне. Рассмотрены основные виды тематических карт, их характеристики, затронуты технологические и эстетические вопросы, связанные с трансформированием топографической основы. Автором обозначены проблемы автоматизации в киберкартографии — при создании топографических основ наблюдается отсутствие творческой составляющей, не учитывается роль визуального восприятия, а в частности композиционных несоответствий в уровне детализации и колористических требований технической эстетики. Указано, что при построении тематической карты дизайнер-картограф в графической форме устанавливает семиотические связи между знаками и определенными свойствами или явлениями. При этом также решаются композиционные, типографические и колористические задачи построения тематических карт и их легенд в соответствии с целями создания. Ясность, четкость, наглядность и лаконичность передачи содержания карт сочетается с эстетикой визуального восприятия информации. В балансе художественного и утилитарного кроется главная причина представления проектирования карт в виде художественно-проектной деятельности. Поэтому тематические карты наряду с диаграммами, сетями связей и знаковыми системами рассматриваются как часть инфографики. В связи с этим при создании тематических карт вместе с формализацией процесса и использованием новых медийных ресурсов следует учитывать эстетическую составляющую результата: композицию, колористику, типографику и т. п. Для чего специалистам в данной области необходимо обладать базовыми знаниями в области дизайна.