Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №1, 2020
Корзо Маргарита Анатольевна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр.1;
e-mail: korzor@zmail.ru
Утвердившееся в Католической Церкви с XIII в. требование обязательной ежегоднойтайной исповеди, главным критерием полноты которой было детальное изложениевсех обстоятельств греховных поступков, стало одним из факторов широкого распространения практики «examenconscientiae». «Испытание совести» как практическаяподготовка к исповеди в своем законченном виде формируется к началу Нового времени, но ее истоки восходят к монашеским духовным упражнениям, нацеленным на самопознание и нравственное совершенствование. В отличие от последних, подготовкак исповеди была ориентирована в первую очередь на познание и ограничение проявлений греховности во всех областях жизни. «Examenconscientiae» как регулярное самоиспытание ранние христиане восприняли из грекоримской философской традиции. В статье анализируются истоки данной практики и ее переосмысление Оригеном;содержание типовых текстов «испытания совести» и их содержательное расширениепод влиянием теоретического осмысления таинства покаяния в сочинениях «высокого» богословия. Анализируется специфика ранненововременного «испытания совести», когда постепенно все большее число областей жизнедеятельности становитсяобъектом нравственной оценки, а типовые тексты «испытаний» расширяются за счетвопросов, связанных с профессиональной деятельностью, исполнением обязанностейперед Богом, ближним и самим собой. Отмечается влияние риторики и мнемотехниче-ских методов тренировки памяти, а также «Духовных упражнений» Игнатия Лойолына практики подготовки к исповеди