Имя:
Пароль:

На печать

Андрей Левкин. Код Суркова

8 июня, в РАН в рамках Дней русской политической культуры (от Русского института и издательства "Европа") Замглавы АП Владислав Сурков прочитал лекцию "Русская политическая культура – взгляд из утопии". Ниже будет что-то вроде конспекта-тезисов выступления (надо полагать, расшифровку вывесят на РЖ, но уж пока вывесят, да, опять же конспект – лекция была долгой). Никакой самодеятельности в словах не допущено, но, разумеется, что-то могло записаться не в точности так, как сказано. Выводов в данном тексте тоже не будет, просто такой конспект.

1. Оценим разницу: что было, что есть и что будет. Как бы не изменился государственный дизайн, при всей неопределенности сохранятся матричные основы сознания.

2. В России специфическая версия еврокультуры, на основе нац.особенностей.

3. Каковы архетипические свойства русской культуры, из которых следуют и особенности политической культуры? Что это за матрица? Какое сознание она задает и отражает?

4. Цитаты: Ильин: "Русская культура – содержание целого". Бердяев: "Философия цельного духа". Трубецкой: "Мир как целое, не расчленяемый рассудочно, как у европейцев". Итак, синтез преобладает над анализом, интуиция над рассудком. Собирание, а не разделение.

5. Отсюда три основные черты:

– стремление к политической целостности и централизованной власти;

– идеализация целей;

– персонификация политики.

4. Неважно, что тут первично: то ли бессознательное требует себе центр, то ли наоборот. Пример: централизованное назначение губернаторов.

5. Запрет на региональные партии и партии по религиозному принципу отражает нашу собирательную психологию.

6. Децентрализация государства связана всегда с ослаблением.

7. Личность политика в России и есть институт. И это не проблема, а свойство.

8. Русский идеализм: главное, что он поднимает русский мир на новый уровень. Иначе жизнь теряет смысл. Русским свойственны поиски единственной правды, а также ощущение непохожести на соседей. Они хотят обратить остальных в свою веру.

9. Без понимания, кто мы и зачем – нет удовлетворения.

10. Кому как верят? Больше верят тем, кто ближе к центральной власти. Чем дальше – тем легче идеализировать.

11. Нельзя игнорировать то, что запрещает культура. Ограничительные элементы институции –тоже элемент культуры. Культура – это не обязательно приятно, она может быть испытанием и может быть стрессом. Все дело в дозе. Вот и избыток централизации приведет к ухудшению демократии.

12. Русский сверхколлективизм – миф. Каждый, кто пытался поставить у себя в подъезде домофон, это уже знает. Или поведение водителей на дороге: это не поведение коллективистов. Коллектив в России только для того, чтобы за него прятаться.

13. Идеализм не умеет чинить мир. Если в нем неполадки, он его отвергает и строит себе новый идеальный.

14. "Надо построить коммунизм". "Надо построит демократию". Все это всегда статично. Измышляя миры, матрицу реализации не обсуждают.

15. Примат целого над частным, идеалов над прагматизмом. Людей никогда не жалели.

16. Является ли русская политическая культура тем, что надо преодолеть и забыть? У Достоевского герой застрелился потому, что "русским быть не стоит". Все, кто хотел что-то переделать, не смогли преодолеть национальное. Реформы проходят только те, в которых находится "свое".

17. Что мы не можем победить, от чего отказаться. Это вот та культура, которая судьба?

Представим человека с характеристикой: ленив, непостоянен – таких не берут в бухгалтеры. А с другой стороны посмотреть – он же амбициозный, творческий. Мог бы быть режиссером. Работа над собой, а не отказ от собственного "я". Найти, где мы лучше всего себя показываем.

18. Кто не говорит – тот слушает, а кто слушает – тот слушается.

19. Европейцам от нас нужно, чтобы им было хорошо, а нам нужно, чтобы было хорошо нам.

20. Когда они хорошо говорили о нашей демократии? Да никогда. Ни в 90-х, ни в 19-ом веке. Они хотят держать наши ресурсы под контролем.

21. Россия всегда рассматривалась как аномалия. Инаковость России требуется для интеграции европейского "я". Им нужны варвары. Наши трудности – трудности перевода. Негатив о нас всегда лучше усваивается, чем позитив.

22. Но без Запада невозможна инновационная экономика.

23. А где демократия совершенна?

24. Дж. Кеннан говорил о том, что достижение демократии – интимный процесс нации. Каждому народу предоставляется уникальный код для вступления в будущее. За пределами своей культуры демократии нет.

25. Концепция суверенной демократии лучше всего соответствует России: она оправдывает централизацию власти. Также объясняет персонификацию власти, кроме того - она идеалистична и в чем-то утопична. Утопия здесь – не невозможное, а желаемое.

26. Цели идеалистичны, а средства их достижения – реалистичны.

27. Культура - по обе стороны: и в прошлом, и в будущем. Но опыт прошлого всегда придавливает настоящее.

28. Нужен новый метод, чтобы будущее влияло на текущую политику. Иначе что мы увидим в будущем: чиновники на трубе, нет кадров, сырье важнее всего остального. Но не бывает военного, экономического какого-то еще преимущества отдельно, существует только культурное преимущество.

29. Кто мы на мировом заводе? От нас ждут только нефть, сырье, лес-кругляк. Мы бурильщики, шахтеры, лесорубы.

30. Но почему мы чумазые, если мы такие высококвалифицированные и образованные?

31. Ни в одном вузе нет специализации по парогазовой тематике. А это самая сейчас распространенная в мире технология. В сельхозинститутах студентов обучают на технике, которая вышла из употребления в 60-е годы прошлого века.

32. Надо прагматически реализовывать свои идеалы. Совместить Обломова и Штольца. Надо заниматься тем, что у людей в головах.

33. Надо привыкать к жизни в динамическом мире. Демократия не так, что достичь ее и ничего больше в жизни не делать. Концентрация власти нужна для стабилизации, но может быть оправдана только при переходе в новое состояние.

34. Видно, что культура имеет значение. Решающее.

35. Герцен: цитата про любовь к родному быту, общая для западников и славянофилов. Вот и Путина потому любят, что он свой и любит русское.

P.S., из заключительного слова.

36. Способна ли нация к ненасильственной мобилизации?

37. Как и все, я тоскую по полицентризму, но децентрализация еще долго будет крайне опасным занятием.

38. Мы взяли у Запада самую дикую, примитивную идею, которую нигде не применяли. Только у нас и в Латинской Америке – все раздать, а остальное сделает рынок.

39. Должна быть сильная власть. Не переставайте уважать ценность верховной власти. Иначе ничего не останется, как бы ни был несовершенен режим.

40. А кто заставлял нас быть рабами? Да сами же.