Имя:
Пароль:

На печать

Александр Давыдов. "Идём на Восток!" К вопросу о русской идее. ДИСКУССИЯ

Обсуждение Меморандума "Северо-Запад"


Нельзя успешно развиваться, не став самим собой, не осуществив акт самопознания, не обретя себя. Ведь как иначе можно сколько-нибудь уверенно понять: что хочешь, что для тебя ценно и в чём, собственно, состоит успех? 
 

При этом никакой народ не может достичь единства только в радости минувших побед или горечи прошлых поражений, всякая связность требует общих нерешённых задач - ещё неслучившихся, несостоявшихся событий.  

В ходе истории в мире сложилась устойчивая система глобальных отношений культурно-цивилизационных пар "Запад - Восток" и "Север - Юг".  

Первая из них отражает мировоззренческое, духовное различие в базовых подходах к организации общества и определению места личности в нём.  

Запад выбрал генеральной идеей своего развития достижение личной свободы и в результате отстроил тип государства, значительно ограниченного личностью посредством разнообразных форм гражданского контроля.
Как показало время, западная либеральная демократия стала "окончательной формой правления" - универсальным, не имеющим конкурентоспособной альтернативы, способом разрешения социально-классовых противоречий.
Выработанной Западом совокупности форм жизнеустройства, сочетанию выявленных им способов духовно- и материально-практического освоения реальности присуща направленность на приспособление мира под человека.

Восток же сосредоточился на идее, в абстрактном варианте выглядящей как безоглядная покорность воле Всевышнего, а в конкретном - как следование всеобъятной силе обстоятельств, "умное неделание", дающее событиям случаться.  

То есть, - либо всё ценно исключительно как послушное орудие Бога, либо - постоянны лишь перемены и всякая частность значима только как переход в иное.  

В итоге - восточное государство есть квазиличность, ведущее дела со своими гражданами в порядке межличностного общения, на основе чувств и ощущений.
Наиболее утончённо это проявлено в Китае, где и государство, и личность есть сцепление предшествующего и последующего, а не что-то целостное. Их отношения там - не столкновение чужих, а интимное сообщение однородных.
В культурно-цивилизационном смысле Восток нацелен на приведение человека и образуемых им социальных конструкций в соответствие с миром.
Противопоставление же "Север - Юг" обозначает всеобъемлющую демаркацию стран по уровню жизни и степени материального могущества, оно во многом является следствием разграничения "Запад - Восток", которым Западу предопределён гораздо более хищный, чем Востоку, подход к хозяйствованию.

Север представляет собой транснациональное сообщество держателей ключевых средств развития, выступающее "культурой жизни" - корпорацией, стремящейся и дальше контролировать ресурсные потоки и манипулировать мировым доходом во имя предельно возможного удобства своего существования.

Тогда как Юг - это разнородное большинство жителей планеты, не встроенное со своими ценностями в нынешний миропорядок, лишенное права голоса и смысла играть по правилам, но не желающее вечно быть "не у дел".

Поэтому Юг всё явственнее проявляет себя как "культура смерти" - там набирает мощь социальное действие, полностью отвергающее предлагаемую Севером систему отношений и добивающееся своего признания именно через реализацию собственной смерти как единственного неотчуждаемого ресурса.

В данной модели Запад Запада и Север Севера - это США, Восток Востока - конечно - Китай, и, соответственно, Юг Юга - беднейшая часть исламского мира.  

Россия же по внутренней множественности, выраженной в небывалом собрании религий и культур, многочисленности этносов, бескрайности земель, богатстве природы и многом другом, сопоставима лишь со всем международным сообществом в целом, она - некое "сжатие" мира, его образ 

Однако, каждый образ, как то, из чего может быть развёрнуто нечто большее, построенное по его подобию, обязательно должен быть завершённым.  

Между тем в истории Россия, приняв Православие, а в "нагрузку" к нему и византийство, стала Востоком Запада, а в силу этого - и Югом Севера.  

Православие внесло нацеленность на достижение правды, а византийство - замыкание власти в себе, засилье изощрённости, свободной от нравственности.  

Это дало внутреннюю цельность и глубину в сочетании с нежеланием утруждать себя разумным обустройством жизни и реализационной вялостью, а в итоге - аморфное общество с властью, враждебно нависшей над личностью.  

Россия - социум, улучшающий мир не для себя, то есть - Восток Запада, и самая бедная из богатых, индустриально развитых стран, то есть - Юг Севера.  

Для завершённости ей надо стать ещё Западом Востока и Севером Юга.  

В общем смысле, образ - это то, посредством чего некоторая реальность становится проявленной, понятной, то есть - доступной восприятию. Образ представляет собой точку взаимоперехода идеального и материального.

  Функция образа состоит в том, чтобы выражать перемены смыслов в ходе развития мира, образовывать реальность, включая и социально-политическую.  

Образ есть "единица шага", исчерпывающе полный способ порождения всего многообразия свойств и отношений образуемой им реальности.

  Поэтому Россия, как образ мира, должна быть Востоком в той же степени, что и Западом, а Югом - в той же степени, что и Севером, но при этом крайности должны в ней сойтись, соединиться в непротиворечивое целое.  

Такое возможно, только если сразу быть самым восточным Западом и самым западным Востоком, самым южным Севером и самым северным Югом.  

Причём Россия в этом качестве не первая - она единственная.  

Остаётся понять - что значит быть Западом Востока и Севером Юга?  

Запад Запада, или США, - покоряет мир для себя, Средний Запад, или Европа, - улучшает мир для себя. Восток Запада, или нынешняя Россия, как уже сказано, - улучшает мир не для себя. Восток Востока, или Китай, - следует движению мира, Средний Восток, или зона Ислама, - покоряет себя воле мира.  

Таким образом, суть Запада Востока в том, что он улучшает себя для мира.  

Стать Западом Востока - значит освоить массовым сознанием базовые ценности и навыки последнего, но исходя из самоценности личности, а не из отрицания её обособленности, присущих ей частных интересов и прав.  

То есть, нужно овладеть умением осознанно быть объектом, следовать предустановленному ходу событий и, следовательно, обустраивать достойную жизнь из того, что есть в наличии, а не из того, что хотелось бы иметь.  

Однако личность при этом должна выступать как самостоятельная творческая единица, а не как безучастный проводник некой внешней воли.

  Речь не идёт о поголовном погружении России в глубины восточного мистицизма - это было бы неплохо, но путь избранных - удел немногих.

  Речь идёт о гораздо более понятных и обыденных усилиях - прикладном заимствовании у Востока эффективных приёмов мышления, культуры здорового долголетия, способов гармонизации жизненного пространства и вообще - любых удачных форм практического освоения реальности.

  Стержневой смысл Востока Запада состоит в том, чтобы жить для других - как уже говорилось, Россия, приняв Православие, замкнулась на достижении правды, а высшая правда как раз и состоит в поиске не своего, а истинного.

  Безоглядное же следование данной идее, стремление во что бы то ни стало осчастливить окружающих, не взирая на то, хотят ли они этого, катастрофично.

  Дело в том, что никто не хочет, чтобы его принимали только за объект своих, пусть даже самых благих, намерений. К тому же, где всё для другого, там нет личной ответственности за происходящее, процветает насилие во имя свободы, происходит полное отчуждение людей друг от друга и от самих себя.

  Так что занятие Востоком Запада ещё и позиции Запада Востока есть, в сущности, восстановление правды, ведь жить для других можно, лишь живя для себя, так же как и жизнь для себя реализуема только в жизни для других.

  Что же касается состояния "Север Юга", то суть его в следующем.

  Ось "Север - Юг" показывает свободу пользования ресурсами развития - передовыми технологиями управления по всему спектру их предметных полей - от вещества, информации и энергии до финансов, войны и политики.

  Таким образом, Север Севера есть выражение наивысшей достигнутой полноты распоряжения указанными технологиями - эту роль в настоящее время исполняют США, но их в данной позиции медленно, но верно теснит Китай.

  Юг Юга же есть "выжатое до упора" отстранение от самостоятельного использования ресурсов развития - сегодня это удел мусульманского мира, что предопределено, прежде всего, присущим Исламу безразличием к жизни.

  Здесь нужно заметить, что своего рода "северным" значением слова "распоряжаться" является "предустанавливать", а "южным" - "пользоваться".

  В предложенной росписи Юг Севера, кем и выступает нынешняя Россия, есть такое состояние, когда "предустанавливать" сведено к "придумывать", тогда как в положении Север Севера оно возведено в "предписывать".

  Так что Север Юга есть градация, суть которой в способности применять технологии как таковые, создавать с их помощью те или иные ценности, тогда как Юг Юга может всего лишь пользоваться продуктами этих технологий.

  В общем, всё повторяется - главный конфликт образов жизни по-прежнему пылает между теми, кто живёт на ту или иную ренту, и теми, кто живёт за счёт продажи новшеств, вплоть до предложения новых деятельных пространств.

  Итог этого противоречия тоже неизменен: первые всегда проигрывают.

  Так что предназначение Севера Юга - обезвреживание "культуры смерти" - предоставление её носителям лучшего выбора, чем реализация своей смерти.

  Поэтому стать Севером Юга - значит увидеть в себе этот самый Юг и открыть ему на почётных условиях возможность пользоваться по собственному усмотрению доступными тебе технологиями управления развитием.

  Сказанное о вхождении в состояния "Запад Востока" и "Север Юга" есть, разумеется, только изложение идейных установок, которые определяют смысл того, что следует делать. Технологии же процесса имеют ситуативную природу, то есть могут быть установлены лишь в конкретных обстоятельствах.

  Причём стать Севером Юга и Западом Востока может только тот, кто уже является Югом Севера и Востоком Запада - у тех, кто южнее и восточнее, нет необходимых качеств, а тем, кто севернее и западнее, это просто незачем.

  Обратное утверждение не верно, ведь созидающим историю началом выступили всё-таки Запад и Север. Так что "свято место" пока пусто, хотя порою кажется, что в нём присутствуют те или иные "местоблюстители".

  Что же касается утверждений о "православности" российской сущности и вытекающей отсюда необходимости возвращения к исконным ценностям, то здесь надо заметить, что нет ни одного народа, который с такой же лёгкостью, как русские, принимал чужую веру, а затем так же легко отказывался от неё.

  Такое единство веры и безверия означает надрелигиозность России, равное принятие ею всех вер и видение, при этом, ограниченности каждой из них.

  России, как образу мира, безразличны частные религиозные формы - она жаждет всеобъемлющей правды, чем прямо продолжает Православие.

 Национальная идея, если она идея, а не искусственно выведенный домысел, не принадлежит народу - это народ принадлежит ей. Она реализуется сама собой, выбирая формы своего воплощения из имеющихся возможностей.

  Северо-Запад - это во многих смыслах "Территория Жизни". Однако место прочно занято и нам остаётся лишь вырастить Северо-Запад внутри себя самих.

  России, как представляется, нужно решиться возглавить Юг, оставшись Севером, и принять Восток, оставшись Западом, - владея жизнью, встать на сторону обречённых на смерть, и будучи свободным, следовать порядку вещей.
 

09.02.2007
 Публикуется по согласованию с автором