Имя:
Пароль:

На печать

Рухолла Хомейни. Основы исламского государства

altОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Общераспространенным заблуждением является тот факт, что ряд существующих государ­ственных систем считаются исламскими. В результате, дискуссии на тему исламского правле­ния ведутся исходя из хороших и дурных качеств данных государств. В действительности же яр­лык исламского государства невозможно приклеить ни к одной из форм правления, преоблада­ющих в настоящий момент в мире.

Исламское государство не является ни деспотическим, ни диктаторским, т. е. играющим жизнью народа, повинуясь прихотям деспотов либо диктаторов. Диктаторские режимы устраи­вают массовые убийства противников и поощряют любимчиков. Именно такой властью, как правило, располагают диктаторы и короли. Но ведь подобной властью не пользовались даже Пророк (да благословит Аллах его и его семейство), его халифы и Хазрат Амир (Али).

Исламскому государству не свойственна парламентская форма правления, когда народ из­бирает из собственной среды некую группу, которая вводит законы и навязывает их народу; но Исламское государство не связано и с президентской формой правления, когда народ избира­ет президента, который вместе со своими сотрудниками разрабатывает законы и также навязы­вает их народу.

ПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОВ АЛЛАХА

Если искать правильное обозначение Исламского государства, то лучшим из известных яр­лыков было бы «правление Закона», и такой Закон не создается человеком или же какой-то груп­пой, но он создан Творцом, Всемогущим Аллахом. Закон этот в равной мере применим и к главе государства, и к членам парламента, и к исполнительной власти, и к судебной власти, и к народу.

В исламской форме правления Пророк (да благословит Аллах его и его семейство), халифы и все остальные руководствовались законом Аллаха, и процесс этот будет продолжаться до Страш­ного суда. Этот Закон Аллаха явлен на языке Священного Корана через Пророка (да благословит Аллах его и его семейство), который стал главой Исламского государства через непосредственное Водительство Аллаха. Он (да благословит Аллах его и его семейство) не был ни главой Государст­ва для себя, ни самозваным главой, назначенным ради формирования Правительства.

Подобным же образом, поскольку было возможно, что после него (да благословит Аллах его и его семейство) в мусульманской нации будут разногласия, было сочтено необходимым ус­троить Халифат. Итак, ислам требует такого правления, которое на каждом шагу будет повино­ваться Закону Аллаха. В действительности Закон этот и есть подлинный властелин человечес­кого общества. И какая бы власть ни была жалована Пророку (да благословит Аллах его и его семейство) или Халифам, она была от Аллаха.

Когда бы Пророк (да благословит Аллах его и его семейство) ни объяснял что-либо и какое бы распоряжение ни заповедовал, это всегда происходило в согласии с Законом Аллаха. Поэтому ис­лам — имя Закона, следовать которому обязано все человечество. В любом Исламском государст­ве и глава Государства, и все его подданные без исключения обязаны следовать Закону Аллаха и применять его. В действительности покорность согласно Пророку (да благословит Аллах его и его семейство) есть покорность согласно Заповеди Аллаха. Ибо сказано в Священном Коране: «Пови­нуйтесь Пророку (да благословит Аллах его и его семейство)». Те, кто руководят делами народа со­гласно Закону Аллаха и повинуются судьям, т. е. в соответствии с обычной терминологией осуще­ствляют Правление, делают так из-за повеления Аллаха. Как сказано в Священном Коране: «И по­винуйтесь тем, кто во власти среди вас». Тут нет места для какого-то мнения какого бы то ни было индивида. Все с необходимостью происходит под водительством Воли Аллаха.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАВЫ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Правление, при котором подлинным властелином является Закон, логически требует, что­бы глава Исламского государства знал Закон досконально. В мусульманской нации по этому поводу различия во мнениях не было даже после кончины Пророка (да благословит Аллах его и его семейство). Любой глава Исламского государства обязан был ознакомиться с Законом. Если между вождями и были какие-то разногласия, то лишь по вопросу о том, кто знал больше. Наши религиозные вожди тоже следовали тому же принципу, согласно которому имам должен быть ученым, и единственное разногласие между ними лишь в том, кто более учен.

Другая характеристика главы Исламского государства — то, что он должен быть справед­ливым. Иными словами, он должен быть сторонником справедливости и не быть несправедли­вым и дурным. Логическая необходимость Исламского государства заключается в том, что че­ловек, который обладает властью претворять законы в жизнь, вести многочисленные дела Байт уль-Маль (Правительственного казначейства) и надзирать за делами мусульман, не должен быть воплощением зла. «Мое обетование не достигнет тиранов», — говорит Аллах. Отсюда ши­итское верование, что в период отсутствия имам должен быть ученым. Он должен досконально знать законы ислама и справедливо претворять их в жизнь.

ПОРЯДКИ В ПЕРИОД ОТСУТСТВИЯ

Согласно шиитскому верованию, халифа должен назначать Пророк (да благословит Аллах его и его семейство). Прикрываясь этим верованием, некоторые противники ввели в заблужде­ние умы народа, утверждая, что поскольку после невидимого имама явился имам видимый, ус­траивать Исламское правительство нет необходимости, и мусульмане могут иметь Правитель­ство по их собственному выбору. Это совершенно неправильное представление. Несомненно, что при отсутствии имама сего времени Аллах никого не назначил руководить Правительством, но означает ли это, что необходимость ислама отменена? Разве исламу суждено было продлить­ся всего 200 лет? Согласно этой логике, теперь уже не требуется устанавливать и осуществлять ни порядки ислама, ни его социальные законы, ни его экономический строй; итак, получается, что все это стало для человечества уже не полезным, а вредоносным?

Если предписания ислама ликвидированы, а границы мусульман утрачены, то пусть так и будет, а мы, мусульмане, должны сидеть сложа руки, как это продолжается теперь! Враги исла­ма делают все, что им заблагорассудится, мы же не должны даже защищать исламские законы, если не можем претворить их в жизнь!

Если это произойдет в период отсутствия имама или если необходимо иметь Исламское го­сударство, которое сможет реализовать свой Исламский характер, Исламские молитвы и Ис­ламский уголовный кодекс, чтобы мусульмане смогли остаться мусульманами и следующие их поколения тоже, то да будет так. Если эта необходимость пока еще останется такой, какой она была до невидимости имама века сего, то тоже необходимо учредить такое государство, глава коего обладал бы знанием Исламского закона и способностью справедливо претворять его в жизнь. Умма никогда не была лишена таких людей, и даже теперь, если народ приложит стара­ния, он, несомненно, сможет найти того, кто возглавит Исламское правительство.

ВЛАСТЬ УЧЕНЫХ И СПРАВЕДЛИВЫЙ ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

Если возникнет Правительство, глава которого будет обладать знанием Исламских законов и способностью претворять их в жизнь, то Правительство это будет иметь право получить те же права от народа, что имело Правительство Пророка (да благословит Аллах его и его семейство), и для народа будет обязательным повиноваться этому Правительству.

И здесь не должно быть никакой клеветы, будто (да запретит Аллах) мы пытаемся посяг­нуть на славный статус Пророка (да благословит Аллах его и его семейство) или Амира, как обыкновенно утверждают наши враги и неверующие мусульмане, чтобы по этим поводам сму­тить умы народа. Дела Правительства не имеют ничего общего с личной славой. Но если Про­рок (да благословит Аллах его и его семейство), а после него халифы руководили коллективны­ми делами народа, то последующие главы Исламских государств, следовавшие за ними, тоже имеют те же права. Они должны организовывать войско, назначать состав правительственных учреждений, собирать доходы и работать на общее благосостояние народа, как делали они —


Пророк (да благословит Аллах его и его семейство) и халифы. Условие то же самое: они (главы Исламских государств) должны быть учеными и справедливыми.

Подводя итоги, мы утверждаем, что в настоящее время никто не назначен на основании Откровения, но цель определена, и ее необходимость в последнее время стала тем более суще­ственной. Вероятно, что имам века сего не вернется в течение длительного времени. Мы не ве­даем Воли Аллаха, и может произойти так, что имам вернется в День Страшного суда, что явст­вует из преданий. Означает ли это, что предписания ислама останутся отложенными до тех пор? Может ли разум согласиться с упадком Исламского характера, Исламских молитв, Исламских законов и Исламских наказаний и пользоваться снисхождением Аллаха, Пророка (да благосло­вит Аллах его и его семейство), халифов и имама? Возможно ли нам сохранять спокойствие, ви­дя исчезновение Исламских законов? Посему существенно необходимо иметь Исламское пра­вительство ради того, чтобы претворять в жизнь Исламские законы и не давать антиисламским силам проникать в мусульманские страны, чтобы сбивать мусульман с пути истинного. Эта цель не может быть достигнута без учреждения Правительства, основанного на Исламском за­коне. Однако те, кто будет руководить Исламским правительством, должны быть честными, добродетельными и справедливыми мусульманами. От правителей, являющихся тиранами и не обладающих властью претворять Исламский закон в жизнь, пользы нет.


Публикуется по тексту журнала "Красная площадь" 2006,
#9