Четверть века реформ стало временем небывалого оживления общественной мысли в Китае. С конца 1978 г., после третьего пленума ЦК компартии Китая одиннадцатого созыва, послужившего точкой отсчета, в стране начала проводиться политика реформ и открытости внешнему миру. С этого момента китайское общество вступило в новую историческую эпоху. Перемены, произошедшие в стране за 25 лет, можно назвать грандиозными. Они затронули структуру экономики и общества и даже политическую систему Китая. Огромные социальные изменения, естественно, отразились в духовной сфере китайского общества, оказали глубокое влияние на сознание китайцев, особенно молодого поколения.
В общественной мысли современного Китая, как в калейдоскопе, можно обнаружить следы практически любых распространенных в мире общественных теорий и идеологических течений. Однако течений, действительно ставших в КНР влиятельными, представляющих собой отдельное направление общественной мысли, за период реформ сформировалось не так уж много. Среди них наиболее распространенными и заслуживающими внимания являются три крупнейших: либерализм, национализм и так называемые "новые левые". Эти течения стали культурно-идеологическим отражением китайских общественных реалий, духовным проявлением процесса общественного развития Китая. Они выпукло и концентрированно отображают противоречия, имеющиеся в общественном развитии Китая, показывают переживания, опыт и устремления различных социальных слоев и групп в стремительно меняющемся обществе. Проникнув в современное китайское общественное сознание, можно глубже узнать и понять прошлое и настоящее китайского общества. Это также может помочь прогнозировать его будущее.
Либерализм: пришедшее с Запада "идеальное государство"
С начала политики реформ и открытости в Китае либерализм стал самым ранним и наиболее широко распространившимся общественным течением. Так называемый китайский либерализм, по сути дела, является идеологией, пытающейся коренным образом перестроить китайское общество по экономическим, политическим и культурным современным западным образцам, ввести Китай в так называемое основное русло мирового развития.
Зарождение либерализма приходится на 1980-е гг. XX в. Осень 1976 г. стала в КНР "осенью многих событий": в сентябре умер Мао Цзэдун, менее чем через месяц после его смерти была арестована "банда четырех", включая жену Мао - Цзян Цин. В китайской политике произошли стремительные перемены - инициированная Мао Цзэдуном "великая культурная революция" потерпела полное поражение. Политические перемены и последовавшая за ними социальная перестройка оказали мощное и глубокое воздействие на китайское общество, на умы и сердца людей. Особенно сильный психологический излом наблюдался в среде молодежи, молодой интеллигенции, которая в тот период пребывала в идеологической растерянности. В такой социальной атмосфере в общественных настроениях Китая также произошел своеобразный переворот, имевший огромное значение. После разрушения прекрасных социалистических идеалов, олицетворявшихся "великой культурной революцией", людям для заполнения идеологического вакуума потребовались другие идеалы. Западная идеология и культура быстро распространились на обширных девственных китайских просторах. Они стали своего рода дополнением к экономическому обмену, начавшемуся в результате китайской политики реформ и открытости.
Первым идеологическим движением, развернутым китайскими либеральными интеллигентами в 1980-е гг., стало движение "за просвещение". Ли Цзэхоу (1) и другие представители интеллигенции, довольно известные в 1980-е гг., считали, что начиная с XIX в. вызванное национальным кризисом движение "за спасение Родины" (включавшее в себя в том числе и коммунистическую революцию) подавило движение "за просвещение", которое ставило целью создать новую концепцию мировой истории и новое гражданское сознание на основе западной идеологии и системы ценностей. Поэтому современное китайское общество должно дополнительно усвоить данный урок "просвещения". Представители этого течения хотели просветить китайские народные массы с помощью базовых постулатов западного либерализма. Они призывали к освобождению сознания интеллигенции, к повышению уровня ее самосознания и правового сознания. Китайские либералы горячо ратовали за возрождение и утверждение ценности личности, развитие гуманизма. С середины 1980-х гг. ими была развернута так называемая "культурная кампания", имевшая целью распространение западного либерального взгляда на историю, западной системы ценностей и критику с либеральных позиций китайской истории, культуры и китайских реалий. Известный публицистический телефильм "Жертва реки", который в 1988 г. несколько раз транслировался Центральным телевидением Китая, в концентрированном виде отразил отношение воспринявшей западное влияние интеллигенции к Китаю и к миру. Его основная идея такова: олицетворяемая желтым цветом китайская традиционная "континентальная цивилизация" уже умерла, спасение Китая - в погружении в олицетворяемую голубым цветом "океанскую цивилизацию" западного капитализма.
В 1980-е гг. либерализм был доминирующим общественным течением среди китайской интеллигенции, он считался правдивой и справедливой теорией. Профессор Шанхайского педагогического университета Сяо Гунцинь в свое время использовал термин "консенсус 1980-х", чтобы описать господствующее положение либерализма в китайской общественной мысли.
После умиротворения политических волнений 1989 г. либерализм какое-то время переживал спад. Многие некогда активные представители либеральной элиты один за другим уезжали в западные страны. Однако после некоторого затишья китайское либеральное течение вновь активизировалось. 25 декабря 1998 г. профессор Шанхайского университета Чжу Сюэцинь опубликовал в издающейся очень большим тиражом газете "Наньфан чжоумо" статью "1998, постулаты либерализма". В статье говорилось, что в 1990-е гг. либерализм снова появился в сфере общественного внимания в форме научной концепции интеллектуальных кругов: "В 1998 г. одним из заслуживающих внимания явлений стало новое появление либерализма в виде научной доктрины. Что же, в конце концов, представляет собой либерализм? Он является прежде всего научной теорией и только потом - неким актуальным требованием, - пишет Чжу Сюэцинь и подробно разъясняет "научную доктрину" либерализма: - Его философская концепция - это эмпиризм, противостоящий априоризму; его историческая концепция - это продвижение вперед методом проб и ошибок, продвижение, противостоящее различным формам исторического детерминизма; его концепция перемен - это развитие градуализма, противостоящего искусственным конструкциям радикализма. Либерализм в экономической сфере требует построения рыночного механизма, противоположного плановой системе; в политической области он требует создания представительной парламентской демократии и управления государством на основе конституции, что противоположно диктатуре одного человека или небольшой группы лиц, а также диктатуре масс, которая устанавливается большинством во имя "общественных интересов"; в области теории он требует гарантирования ценности личности, считает, что ценность личности нельзя приносить в жертву во имя достижения каких-то абстрактных целей" (2).
Чжу Сюэцинь рассмотрел процесс возвращения либерализма в китайский общественный лексикон в 1990-х гг. Он пишет: "В Китае за эти сто лет либерализм не часто имел возможность высказаться. После 1957 г. это учение в основном безмолвствовало. С наступлением 1980-х гг. оно снова начало развиваться, однако с самого начала могло лишь заимствовать теоретические символы у других учений. И только в конце 1990-х гг., после явной дифференциации взглядов интеллигенции, либеральное учение смогло постепенно выйти на поверхность. В середине ноября 1997 г. газета "Наньфан Чжоумо" отвела целую полосу научной статье, посвященной кончине английского либерального идеолога Исайи Берлина, что, возможно, стало первой попыткой выхода либерализма из научных кругов к широкой общественности. Через три месяца, в феврале 1998 г., были официально изданы "Дневники Гу Чжуня" (3). Г-н Ли Шэньчжи написал предисловие к этой книге, прямо называя идейные поиски г-на Гу Чжуня "либерализмом": в действительности Гу Чжунь был колеблющимся и ищущим, хотя и самозабвенным идеалистом, "поэтому он отвергал диктатуру и стремился к либерализму, который лучше соответствовал его идейным представлениям". Г-н Ли Шэньчжи здесь впервые затрагивает эту тему, озвучивая первую ноту либеральных высказываний 1998 г. В мае 1998 г. первый университет Китая - Пекинский университет - отмечал столетие своего образования. В рамках юбилейных торжеств была издана книга "Традиция Пекинского университета и Китай нового времени" под редакцией Лю Цзюньнина, в которой делался акцент на либеральных традициях Пекинского университета. Предисловие к этому изданию также написал Ли Шэньчжи. Он, в частности, отметил, что "и мир, который после промышленной революции прошел через два-три столетия сравнений и выбора, и тем более Китай, который прошел через сто с лишним лет самых масштабных в истории человечества экспериментов, уже получили достаточно аргументов и доказательств того, что либерализм является наилучшей, всеобщей ценностью".
Профессор Чжу Сюэцинь - наиболее яркий представитель либеральных ученых, и его обзор процесса выхода либерализма из небытия является достаточно авторитетным. Как считает Чжу Сюэцинь, либерализм представляет собой идеологическую теорию, для которой характерен широкий социально-экономический и политический охват. После того как китайская либеральная интеллигенция в 1997-1998 гг. открыто заявила о своей идейно-теоретической платформе, либерализм превратился в легальное направление общественной мысли, общественного мнения. Распространение либерализма тесно связано с изменениями в экономической и социальной структуре, а также с политическим развитием Китая.
В 1990-е гг. в Китае значительно ускорилось развитие рыночных отношений, быстро креп частный сектор экономики. Либеральная интеллигенция свела причины поражения "демократического движения" в 1980-е гг. к недостаточному развитию в Китае частного сектора экономики. Ускоренное развитие рыночных отношений и частного сектора в 1990-е гг. и вызванные этими процессами изменения в экономической и социальной структуре Китая вновь возродили их надежды на распространение в стране либерализации и новой волны "демократического движения".
Широко растиражированная в Интернете статья бывшего научного сотрудника Института политологии Академии общественных наук Китая Лю Цзюньнина под названием "Право частной собственности: жизненная дорога к конституционному правлению" в общих чертах передает ожидания либеральной части интеллигенции в отношении политических изменений, которые должны последовать за переменами последних лет в экономической и социальной структуре Китая. Его позиция сводится к следующему: "Право собственности является предварительным условием демократии… Ключевая особенность взаимозависимости права собственности и демократии заключается в том, что право собственности меняет отношения между гражданином и государством, а также понимание гражданином сущности этих отношений… Право собственности создает принадлежащую гражданину сферу самоуправления частного лица, в этой сфере гражданин может пользоваться свободой, на которую государство не должно ни под каким предлогом посягать... Если в процессе перехода к рыночной экономике необходимо провести приватизацию государственных предприятий, то следует изменить старую конституцию и принять новые статьи, гарантирующие целостность и неприкосновенность частной собственности" (4).
Либерализм отнюдь не является исконно китайской идеологией, его теоретический источник - западный либерализм периода новой истории, в особенности классический либерализм и современный новый либерализм. Он имеет общие корни с так называемой кампанией "за просвещение" 1980-х гг. или с идеологией, официально классифицированной как буржуазная либерализация. "Либерализм 1990-х гг. в основном поддерживал принципы гуманизма и движения "за просвещение", проповедовавшиеся в ходе культурной кампании 1980-х гг., и являлся их наследием и развитием" (5).
Главными проявлениями китайского либерализма 1990-х гг. стали: в политической сфере - представления о необходимости восстановления "прерванной" либеральной традиции, движения по пути Англии и США; в экономической сфере, как и раньше, - заявления о правильности приватизации; в культурной сфере - акцент на развитие духовной культуры западного типа.
Концепция либерализма в политической сфере в целом отрицает политические и моральные устои китайской государственной идеологии. Либералы говорят, что Мао Цзэдун "возвысился до святого и тянет всех за собой", что он "не только погубил философию, но погубил и общество", "все инициативы Мао Цзэдуна являются идеалистическими, романтическими инициативами, а реализация его инициатив и логические последствия этого все время приводят к ужасным результатам" (6). Они критикуют идейные позиции марксизма в Китае, говоря, что "сколько раз ни читай марксистские произведения, невозможно избавиться от впечатления многословности и деспотичности" (7), "марксизм не отличается от религии, его сущностью является стремление к добру, а не к правде; во всех марксистских концепциях об уничтожении капиталистического строя, о будущем коммунистическом обществе доля пустых мечтаний, пафоса больше доли правды" (8).
Что касается развития Китая по пути западного капитализма, либеральная часть интеллигенции считает, что только с окончанием "культурной революции" и началом реформ материковая часть Китая сошла со второстепенной дороги, по которой шла Россия, и вернулась на старый путь, проторенный Англией и США, на главную дорогу цивилизации нового времени. Известное высказывание о том, что Китай в ходе реформ "переходит реку, нащупывая камни", говорит лишь о том, что это возвращение является субъективно совершенно не осознанным, а идейное очищение пока совсем не полно. Движение вперед происходит за счет выдавливания, выталкивания, на ощупь и даже против воли, поэтому за последние 20 лет случались всевозможные откаты назад, водовороты и трагедии. Можно сказать, что, делая каждый шаг, приходилось трижды оглядываться. "С 1919 по 1978 г. прошли извилистые, сенсационные 60 лет, целый шестидесятилетний цикл, в ходе которого мы по меньшей мере впустую растратили кровь и слезы трех поколений людей" (9).
Либерализм в сфере экономической науки концентрируется на предложениях реформировать систему собственности и провести приватизацию в государственном и коллективном секторах экономики. В некоторых трудах утверждается, что после волнений 1989 г. в Китай пришло еще одно "идейное освобождение", что ограничение развития частной собственности является "мистическими бесплотными путами, надетыми на голову китайского народа". Это "заклинание необходимо снять с помощью другого заклинания еще большей силы: "Да здравствует частная собственность!" …Китай в своем развитии сделал круг и неожиданно вспомнил, что выход заключается в частной собственности. Мы должны позитивно воспринимать частную собственность" (10). Представители либерального течения также открыто, без утайки хвалят новую китайскую буржуазию: "Социалистическая рыночная экономика в настоящее время как раз призывает в социалистический рынок этих "предприимчивых и способных, солидных и надежных людей, умеющих управлять предприятиями", превращая их в "новых прекрасных рыцарей". Они еще более откровенно заявляют: новые прекрасные рыцари осознанно или неосознанно выступают выразителями их идеологии" (11). "Утверждение курса на рыночную экономику дало возможность ярко засверкать экономическому либерализму" (12).
Нет смысла скрывать, что современный китайский либерализм неразрывно связан с формирующимся в настоящее время в Китае классом новых капиталистов. С одной стороны, либерализм осознанно или неосознанно выступает выразителем их интересов и одновременно играет роль кормилицы, вскармливающей идеологию нового класса. С другой стороны, бурно растущий новый класс создает для либерализма все более плодородную почву и богатые ресурсы, стимулирует его рост в духовном плане.
Продолжение...>>>
Источник: Журнал "Экономические стратегии"
Публикуется по согласованию с редакцией журнала "Экономические стратегии" www.inesnet.ru
Примечания
1. Бывший научный сотрудник китайской Академии общественных наук, известный специалист по эстетике. В 1990-х гг. покинул Китай.
2. Чжу Сюецинь. Постулаты либерализма // Наньфан чжоумо. 25 декабря 1998 г.
3. Гу Чжунь - известный китайский либеральный деятель.
4. Лю Цзюньнин. Право частной собственности: конституционное законодательство и правительственные указы. Источник в сети Интернет.
5. Сюй Юоуюй. Либерализм и современный Китай // Кайфан шидай. 1999. № 3.
6. Цянь Лицюнь. Недостатки языкового обучения и концепция образования / Шэньши юйвэнь цзяоюй (предисловие). Издательство Шаньтоуского университета, 1999.
7. Сюй Юоуюй. Свободное слово. Издательство г. Чанчунь, 1999, с. 62-63.
8. Хэ Цзядун. Кто неправильно понимает Маркса / Бейцзин вэньсюе. 1999. № 2.
9. Чжу Сюецинь. Два источника морального заражения после 4 мая / Чжаньлюе юй гуаньли. 1999. № 4.
10. Цао Сыюань. Водораздел веков - степные племена, конспекты лекции. Источник в сети Интернет.
11. Чжан Сяньлян. Заметки о Китае. Цзинцзи жибао (туристическое издательство провинции Шааньси), 1997, с. 32, 45.
12. Сюй Юоуюй. Свободное слово. Издательство г. Чанчунь, 1999, с. 259.