Интелрос » Библиотека журнала "ИНТЕЛРОС" » Несрочные сообщения
Александр Неклесса
|
Мода - это культ. Но это также холодная, расчётливая технология, опирающаяся на маркетинг и рекламу, имеющая целью повысить потребление многочисленных продуктов индустриальной цивилизации. Она смещает заветы протестантской этики в экзотичные области искусственного и престижного потребления, перемалывая груды бисера и тряпья, химии и металла. Однако и в следующем регистре практики - постиндустриальном - мы видим румянец потребительского азарта, набирающего темп в мире нематериальном, казалось бы, лишённом карнавала вещественных оболочек. Ещё внимательнее вглядевшись, видишь: мода - это дух, свергающий одних идолов, ради возвеличивания других; отвергающий одни правила и обычаи ради утверждения обновлённых скреп, сохраняя сам обряд поклонения формам бытия. Порой кажется: модницы - это жрицы и провозвестницы какого-то таинства жизни. Поклонницы богини, разрушающей и воссоздающей мир, отвергая привычный расклад реальности ради земель, что лежат по ту сторону горизонта. Будучи при этом не в силах нести бремя одинокой уникальности. Правила и их преступления Нам предстоит размышлять о тревоге настоящего времени. Мы должны постичь эту эпоху хотя бы для того, чтобы говорить на соответствующем ей языке. Поль Рикер Современный социальный этикет - сумбур вместо музыки. Реальная политика - форма жизни предприимчивых концертмейстеров, а не реестр постулатов, признаваемых незыблемой нормой взаимных обвинений. Перемены отражаются в синкопах практики, их телесность заключена в моде, которая фиксирует дискретные состояния набирающей темп реальности, отмечая - на поверхности - изменения штиля, но подспудно - в водоворотах - разрушая кордоны и предъявляя при этом биометрический паспорт для востребованной миром оболочки. Исторические стандарты государственности прописывают и предписывают совмещение народа и деятельности, территории и структур, закрепляя единоверие в соответствии со сложившимися обычаями и обстоятельствами. История, однако же, не есть исключительно искусство чтения прошлого. Ее живое тело - целеустремлённое обновление привычных обстоятельств, трансценденция, совершаемая каждодневно. Другими словами, продвижение в будущее ради творения настоящего есть одновременно и суть истории, и её добродетель. Политические организмы, равно как и общепризнанные их композиции, зарождаются, развиваются, стареют, а вес, набранный в конкурентной борьбе, конструкции, доказавшие эффективность, кодифицируются в соответствии с обретённым влиянием и переписанным набело черновиком. Интернациональное сообщество социального действия (intra-global society) сегодня склонно конституировать в качестве полевых игроков организмы самой различной этиологии, оценивая статус в соответствии с достигнутым успехом, оттесняя в прошлое унифицированный порядок международных отношений (inter-nation-al relations) и казавшиеся устойчивыми правила игры. Столь характерная для хроник территориальная экспансия субъектов действия, их ползучая локализация сменяются дисперсией в среде материальных и нематериальных ресурсов, физических и виртуальных границ. Ради занятия выигрышных позиций в топографии ресурсных потоков и топологии мирового дохода используются новые карты реальности и двусмысленная номенклатура агентов перемен, ведутся поиски инновационной тинктуры социального акта. Правила поведения диктуются и отменяются жизнью. Если всмотреться, трансформации совершаются суверенным образом и определяются дерзновением адаптации к миру за горизонтом. Фетишизация же регламента, фиксация фигуры правителя, почитание положения вещей вечным состоянием души и мира - отчуждает личность от подвига преодоления себя и паутины внутренних/внешних нестроений, делегируя личную ответственность подчас «в никуда». В критические времена это делает общество пассивным и уязвимым. А отсутствие колодцев культуры - метафизической, интеллектуальной глубины, чувства солидарности и сострадания - варварским и диким. В результате такое сообщество оказывается исторгнутым из истории и цивилизации. Мы наш, мы новый мир построим Обыватель приспосабливается к господствующей моде, считая привычное состояние вещей единственно возможным… Георг Лихтенберг В начале XX века индустриальная экономика переживала взлёт. Однако обилие «дешёвых вещей», не уравновешенное платёжеспособным спросом, привело к кризису перепроизводства, избытку рабочей силы, затем - к социальному кризису. Стало очевидно, что экономические и политические механизмы нуждаются в модификации, причём - в глобальном масштабе. Прежнее разделение планеты мировыми империями также должно было уступить место новому поколению технологий глобального управления. В течение столетия возникают различные версии организации нового порядка (коммунистический, национал-социалистический, корпоративный, неолибе-ральный эксперименты). Влиятельные позиции в обществе занимает класс управленцев (новый класс); складывается слой платёжеспособных потребителей многих изделий и услуг (средний класс); утверждается новая социальная среда (общество потребления). А доминантные ранее формы общественного сознания (протестантская этика), сдерживавшие инстинкты избыточного потребления, уступают место мировоззрению, ставящему во главу угла комфорт и безопасность. Параллельно развивается индустрия деструкции материальных ценностей: от изощренных и агрессивных концепций моды до высокотехнологичных войн. Ограничения, налагаемые природой на потребление ресурсов, начинают вызывать обеспокоенность. Опасения, однако, были в значительной мере преодолены за счёт становления постиндустриальной экономики. Сервисная экономика высокопрофессиональных услуг, цифровая экономика (digital economy) и экономика знаний (knowledge-based economy), расширили горизонт, деформированный проблемой «пределов роста» природозатратной экономики. Инновационная экономика ослабляет значение этих ограничений. А экономика информационная их практически не имеет. По мере её экспансии, темпы потребления природных ресурсов снижаются: идёт оптимизация промышленных механизмов/процессов, ряд отраслей имеет виртуальный характер. Однако количество людей на планете по-прежнему возрастает. При этом их творческий дар (в отличие от сырьевых и биосферных ресурсов) неограничен и неисчерпаем. Как проектируют мир Ощущение возможной реальности следует ставить выше ощущения реальных возможностей Роберт Музиль Сегодня практика смещается в интригующую область, до поры скромно определяемую как политтехнологическая, но грезящую более честолюбивыми замыслами, нежели знакомая российская ее ипостась. Магистры политологической кухни знают: у произведенной в тиши кабинетов картографии есть несколько разноцветных слоёв. Первый - прописанный в рецептурных справочниках эпохи пейзаж, принадлежащий скорее прошлому, выцветающий под лучами зари постсовременности. Второй слой грамотно испечённого политологического пирога - кладезь черновиков и корреспонденций живой экзистенции. Это неплохой информаторий для размышлений на тему происходящих событий, порою - хранилище секретных материалов для планирования оперативно-тактических комбинаций, обеспечивающее подчас успех стратегическим композициям. Но для осмысления возникающей грамматики все эти лексемы и маргиналии чересчур мозаичны. Что в свою очередь заставляет возвращаться к уже прописанной партитуре, внося в неё лишь частные оговорки. Тем не менее, при попытках политического топографирования on line, это то, что имеется в наличии: рванное изображение актуального ландшафта, отрывочные сведения о плацдармах и подполье человеческой практики, обрывки донесений о траекториях неопознанных социальных объектов, время от времени бороздящих пространства антропологической вселенной. Так ведётся картографирование социокосмоса по эту сторону исторического горизонта. Но есть в цеховом сундучке еще одно дно, скрывающее особую нишу, где хранятся поваренные книги реальности, которая… не существует. Не существует, но имеет хорошие шансы утвердиться в глобальном сражении за будущее. Умелая адаптация национального проекта именно к «третьей реальности» подрою предопределяет его стратегическую успешность. Либо провал, влекущий уход из истории. В результате совмещения диспозиций калейдоскопичного сюжета возникает несколько формул тропы в будущее. Ключевой элемент успеха - поиск нерва эпохи, того, что именуется Zeitgeist. Не варвары унаследовали Римскую империю, а «сетевая организация» людей, создавших в черновиках альтернативную цивилизацию, ставшую со временем глобальной. Так что первый акт проектирования генерального сражения - опознание перспективной исторической семантики. Другое условие - грамотно развёрнутая номенклатура проекта. Речь идёт о его основаниях: идеальных и национальных; а также о транснациональных претензиях. Следующие позиции успеха - определение главного субъекта стратегии и описание его «крутого маршрута». Активное представление будущего происходит в динамичной среде, его задача - контроль над развитием исторической пьесы, управление доступным потенциалом и скрытыми до времени ресурсами. Диффузный мир Большинство людей живёт, следуя, скорее, моде, нежели разуму Георг Лихтенберг У исторической трансмутации глубокие основания. Есть два космоса: один - физический (речь пойдет не о нём), другой - ближний нам космос: социальный, который создаётся людьми, определяющими его законы и принципы. Сегодня имеются три русла концепций, объясняющих происходящее. Вскоре после 11 сентября 2001 года Фрэнсис Фукуяма заявил, что локомотив Модернити несётся столь быстро, что сметает все на пути, отчего и возникает глобальный кризис. Другими словами - модернизация мира резко ускорилась. У многих этот тезис вызывает сомнения, хотя бы потому, что вряд ли можно назвать модернизацией происходящее в Ираке или в Афганистане. Иную, гораздо более популярную позицию, объясняющую рост нестабильности и умножение кризисных ситуаций, вроде бы можно подвести под тезис Сэмюеля Хантингтона о столкновении цивилизаций (что зачастую и делается), поскольку речь идёт о конфликте ценностей, о планетарном столкновении культурно-исторических типов. Возрождаются альтернативные универса-листские коды истории - прежде всего на некоторое время смолкнувший в прошлом проект глобальной уммы[1]. А процесс модернизации - в первоначальном и основном значении этого понятия - всё чаще заходит в тупик. И что-то нас при этом смущает… Под привычными ярлыками и оболочками чудятся иные существа, лишь на время присвоившие знакомые имена и одежды. Хотя на поверхности господствует одна цивилизация - Модернити, втянувшая в крепкие объятия другие культуры, и сегодня большинство элит мира ведут споры на общем языке. Но ощутим ветер перемен. Набирает силы «творческая деструкция», чей тезис чаще всего определяется как социальный постмодерн. Его признаки проявляют себя, в виде цивилизационной полифонии, более-менее завуалированной демодернизации, а в своем экстремальном аспекте - как прорастающие зерна неоархаизации мира. Система ценностей постмодерна вроде бы несводима к одной наличествующей на рынке культуре, влиятельному мировоззрению или актуальной идеологии… Иначе говоря, в событиях последнего времени мазок за мазком проступает образ заметно иной, инаковой, быть может, по-своему и целостной, но все же не слишком внятной семантики. То есть, не исключено, мы присутствуем при зарождении исторической альтернативы предыдущему пути человечества, альтернативы с собственными законами и логикой общественных институтов. Но в таком случае - и в этом суть третьей точки зрения - всё происходящее сегодня, есть не что иное, как «вертикальное», диахронное столкновение цивилизаций. Речь идет о столкновении современного мира не с теми культурами, которые нам уже хорошо известны и засвидетельствованы в проявленном виде, но с очередным призраком, «бродящим» на сей раз «по планете». Другими словами, истинный оппонент цивилизации Модерна - это некая неопознанная культура, идущая к нам «из будущего», а точнее: из подсознания человечества и глубины истории. Миражи Хаос обитает на границе умопостигаемой реальности, Откуда совершает набеги и завоевывает земли, где ему служат Фаранг Флюиды моды проявляются также в других, не менее радикальных, но уже не столь драматичных модификациях практики. Войдя в резонанс с плеском времени, энергии перемен размывают установления, социальные конструкции, способы умственных постижений и манеру действия. Люди долго жили в землянке на берегу синего моря - неспокойного океана, который еще только предстоит пересечь… Миражи рождают предположения. Быть может, на планете возникнет версия культуры - соответствующая духу времени, сочетающему тенденции массовизации и индивидуации - жизнеустройства странников и пришельцев, для которых «всякая чужбина - отечество, и всякое отечество - чужбина». А возможно, речь идёт об амбициозном и мультикультурном сообществе - Мире Игры, безмерно повышающем ставки, по-своему расценивая риск смерти, бытия и безумия. Еще одна гипотеза может показаться экстравагантной: не исключено, что в человеческом общежитии рождается «новая религия»; или восстает древняя, мозаичная культура: ветхий спутник христианства, многоликая гностическая традиция. Возможна - и даже естественна - и такая вариация: вышеперечисленные тенденции реализуются одновременно в виде «социального коктейля», поклонники которого не ставят прежнее прочтение мира и жизни ни во что. Свобода сильнейших, клубясь и разрастаясь, концентрируется в пучках амбиций, умно взаимодействующих на пути к сфокусированной цели. В смешении спекулятивного экстремизма и гротескного реализма ощутимы различные ингредиенты: компоненты традиционных религий, примеси нетрадиционных практик, слепые архетипы и непременная пара-тройка искалеченных философем. Кажется, на той кухне, где варится политика и предуготовляется будущее, пекут всё что угодно, кроме праздничных пирогов... Этаж за этажом над прежними объектами международных связей выстраивается вертикаль вселенского Олимпа и собирается воздушный флот Новой Лапутании, на летучих островах которой заключаются симпатические сделки, образуются химеричные альянсы, справляются алхимические свадьбы… Мы наблюдаем мерцание блуждающих звёзд и слияние констелляций эклектичного сообщества, но это - фрагменты недописанной историей и лишь отчасти видимой картины. *** Впрочем, в лучах обыденности ночные видения имеют свойство рассеиваться, и вышесказанное выглядит по-своему уютной, хотя и алармистской страшилкой. Почти карикатурой. Будничность, привычный ход вещей, структуры повседневности, да и простой человеческий здравый смысл - очевидные барьеры, фильтры и капканы на пути сил, рвущихся из бездны. Мы избегаем произносить иные имена и глядеть на некоторые лица. Но всё же - для тех, кто любит вкус горчицы - имеется возможность лицезреть, пусть пока и не прямо, а на зеркальной поверхности щита, чужеродный облик. Когда-то я писал, что история напоминает структуру гена, ибо у неё две составляющие: одна «предписывает» устойчивость, другая - приверженность поиску, риску, подверженность мутациям. Наряду с инерцией масс существует энергийная, пытливая личность. Деятельный индивид обладает в наши дни не только доступным во все времена шансом, но также - уникальными, блестящими, остро отточенными инструментами, какими не владел никогда. И, думается, по мере освобождения от тягот повседневного бытия, люди столкнутся лицом к лицу со своей настоящей свободой… Идущее к власти четвёртое сословие, о котором также приходилось писать, сродни первому[2]: и как продолжение, ветвь, и как карикатура, извращение. Я думаю, в этом заложено нечто большее, нежели «основное противоречие наступающей эпохи», хотя и оно тоже. Есть в антропологической дихотомии - хорошо ощутимой, пусть и различным образом толкуемой - нечто особенное: здесь кончается долина и начинается предгорье, обретается предел падения и прочерчена тропа восхождения. И даже видна возможность сверхдолжного возвеличивания человека. Эти крайние состояния души и догадывающегося интеллекта, две породы нового класса образуют исторический и метафизический движитель. Побуждаемые своим основным инстинктом и эсхатологическим нетерпением, обе природы столкнутся, в конечном счете, обрушив земные преграды перед желанной и вожделенной целью. Исход конфликта определит судьбу человечества, но не в смысле его будущности, а как пробу на благородство металла, брошенного в чан с царской водкой. Чтобы выявить в некотором прошедшем сквозь горнило остатке смысл исчисленного бытия, его главную тайную страсть или любовь. Опубликовано: Журнал "Со-Общение". М., 2006, №12
|
31 октября 2011 | Рубрика: Интелрос » Библиотека журнала "ИНТЕЛРОС" » Несрочные сообщения |