Олег Генисаретский
|
«Вот главный критерий строгости философской мысли: Будет ли у этничности будущее в той современности, в которой мы хотели бы быть?[1] Спрашиваю так, потому что в той современности, которая нас окружает, место этничности очень неопределенное, если не сказать сомнительное. Не секрет, что многие представители проектно- ориентированной, глобальной современности наличие собственного будущего у этничности отрицают. И это отрицание - уже не умысел, а реальность нашего мира. Отрицается будущее этничности и, вместе с ней, - ни много, ни мало - будущее родовых отношений вообще и семейно-родовых, в частности. Какое будущее есть у этничности в той современности, что может наступить, что может быть будет? На этот вопрос нет общепринятого и достаточно обоснованного ответа. В том числе и у нынешней гуманитарной науки, которая сама крайне неоднородна в своем отношении к темам родовых отношений и к родового сознания. Я начинаю обсуждать этот вопрос, ограничивая себя рамками гуманитарно-экологической перспективы. Так вот проблема этничности в будущем мире, на мой взгляд, существует сейчас на стыке, по меньшей мере, трех разных областей знания и практической деятельности. Причем только вместе взятые они намечают место, где эта проблема начинает прозваниваться. Это, во-первых, экология культуры, дающая средовое видение культурного мира, при котором сама по себе культура воспринимается нами как среда жизни внутреннего человека. Вы, наверное, знаете, что словосочетание «экология культуры» в отечественный научный обиход было введено акад. Д. С. Лихачевым лет 40 назад - в рамках экологического движения. Как отрасль гуманитарного знания экология культуры живет и развивается, хотя такой академической дисциплины ни в академии наук, ни в университетах не завелось. Во-вторых, проблема будущего этничности существует на стыке знаний и практик, назваемых культурной антропологией. А она познавательно трактует место человека в мире культуры. И наконец, третья составляющая системы координат, в которой пеленгуется будущее этничности, - это разнообразные психопрактики и психологические культуры (как традиционные, так и проектируемые из области позитивного научно-психологического знания). Очень важно, что именно на стыке теоретического знания и практического опыта , именно в форме антропологического воображения существует наша проблема. А это воображение, трактующее о том, откуда вообще у нас, - у каждого из нас, - берутся представления о том, каким может быть человек? И что он такое? Каковы приемлемые фигуры человечности? Откуда у нас с вами это знание? И каким он не бывает и не может быть? Что по-человечески недопустимо, не смотря на все наши «слишком человеческие» упования и самообразы? Подобные вопросы, а их можно задавать великое множество, означают, что наше антропологическое воображение (о человечности) постоянно зачем-то испытывается. Мы все чаще оказываемся поставленными перед предельными вопросами. И тема антропологически воображаемого, - под именем трансгрессии стала крайне важной для гуманитарного знания (и самосознавания нашего). И то, о чем мы с вами сегодня говорим, - о родовом сознании и родовых отношениях, - так же испытуемо антропологическим воображением в событиях трансгрессии (преступания границ человеческого обитания мире). Спрашивается, откуда и почему возникает этот поворот мысли, чтобы думать о родовом сознании, о родовых отношениях, об этничности, наконец, в терминах гуманитарно-антропологической перспективы? Я думаю, из поиска не политических форм исторической и этнической ответственности. Есть политические формы воображения об этническом, и есть неполитические его формы. Вы помните, наверняка, тот всплеск энергий национального самоопределения (борьбы за национально-государствнный суверенитет), что имел место в начале перестройки. Так в политической форме были утилизированы наши народнические (этнические) чувства и стремления, наше народническое сознание и самосознание - сущности, по природе своей скорее культурно-психологические, или культурно-экологические, чем относящиеся к сфере политической. На первой фазе перестройки и в самом деле действия по освобождению от пут прежней идеологической и политической системы происходило посредством сжигания этнических энергий, в деятельности разного рода «народных фронтов», под лозунгами национально-освободительных движений? Была задействована колоссальная, копившаяся веками энергетика этнокультурного самоопределения, но в несобственных – политических формах и целях. Не стоит ли нам самим себе дать ответ на вопрос: не сыграла ли с нами история злую шутку, попытавшись развести нас (с 200-летним запозданием, если вести отсчет Новейшего времени с 1798 г.) по разным национально-государственным квартирам? А говоря попросту, не были ли наши чувства использованы нашими политическими лидерами не по назначению? Когда естественное стремление жить в близком и понятном для нас образе жизни было конвертировано в регрессивную трансформацию одного общественно-политического строя - в другой? На втором этапе перестройки так же была использована энергетика собственничества. Помните новогодний призыв г-на Ельцина к обогащению? Да, была энергетика нашего стремления к тому, чтобы хоть чем-то обладать в этой жизни - помимо 8 кв. м. на четырех человек в железобетонно-блочном доме! Чтобы вздохнув от «битвы за урожай» и «сверхплановую добычу», пользоваться хоть каплей личной свободы (от нужды). И это естественное стремление граждан страны, на знаменах которой после 1917 г. было написано «Владыкой мира будет труд!», было повернуто собственниками власти - к гегемонии собственности. Как сейчас в столь же не собственных целях цинично используется энергетика конфессиональной реинтеграции. Наше устремленность к вере в свое Богосыновство, в Бога животворящего, в нетварный порядок мира, выходящего за пределы столь привычной нам, - и часто довольно пошлой, - повседневности не обращается ли «нашими молитвами» и «благими намерениями» в террористический ад, еще более пошлый, чем подсоветская коммунальность? Мы, как люди, тем самым превращаемся в человеческий материал, используемый в «больших» макрополитических или макроэкономических процессах, на что, вообще-то говоря, у нас с вами согласия никто не спрашивал. Мы его добровольно и сознательно не изъявляли, а лишь вовлечены в эти процессы. Не состоит ли наша задача в том, чтобы самоопределиться в них, найти возможность отстоять тот образ жизни, который нам близок внутренне, и за который мы могли бы, если не умирать, то, по крайней мере, хотя бы бороться, отдавая ему – по малости своей - хоть часть своей жизни и своих сил? Так вот, вопрос в том, будет ли у этничности свое собственное будущее лицо, можно перезадать так: есть ли оно за пределами политического самоопределения, рядом и во взаимодействии с ним? Я отнюдь не противник политической формы жизни, она с древнегреческих времен составляет одну из основ европейской идентичности. Но быть заложником одного лишь вида процессов, а именно политических процессов, я бы не хотел, и не пожелал бы этого ни своим детям, ни своим друзьям, ни близким. Поэтому я и пытаюсь искать ответы за пределами политического поля: есть ли у этничности иное – гуманитарно-антропологическое будущее, каково ее человеческое лицо? Постнациональная этничность между этнокультурой и этнополитикой Использование новых терминов - вопрос, разумеется, не чисто терминологический. И даже не только концептуальный. Тут важен еще культурно-ценностный реализм, свидетельствующий о том, насколько явно и определенно этничность реальность выражена в составе нашего гражданского, социального и культурного самосознания, с какой силой определенности она сознается (репрезентируется) в нем. Мне кажется достаточно слабо. Более того, современная культура, - и в массово-медийном, и в авангардистском своих изводах, - установочно бессемейна и бездетна, - и уже одним этим агрессивно вытесняет из себя и сами родовые отношения, и присущие им способы самопонимания. Согласитесь, это условия не самые благоприятные для обретения здорового и плодотворного народнического (этнического) самосознания. Да и для становления этнокультурного проектирования в качестве особой области профессиональной занятости. Надо понять, что большая часть того, что сегодня говорится об этничности, относится скорее к культурно-ценностной риторике, чем к логистике проектно-исследовательских программ. И что положение это сохранится достаточно долго: до тех пор, пока в общественном сознании не будет достигнуто мало-мальски разделяемое согласие о том, что есть этническая реальность; к чему приводит «этническая слепота», то есть игнорирование этнокультурного горизонта развития страны; что надо, - если не в порядке природы, то в порядке культуры, - уметь переживать и поддерживать чувства своей принадлежности к народу (свою этническую идентичность[2]). До тех пор любые проектные намерения, любые проекты и программы в области этники будут неминуемо носить маргинальный характер. Как оно сейчас и обстоит дело, когда большинство этнокультурных практик относится к области досуга и развлечений. Оно, конечно, приятно вкушать ароматные плоды этнокухни, этномоды, этномузыки, этноэротики, раскрученных сегодня довольно сильно. Скажите, не напоминают ли вам фестивали Ethnolife пресловутые «Фабрики звезд», только с этническим уклоном? Поэтому считаю целесообразным задаться вопросом о цивилизационном смысле этничности, как таковой, и об особом ее постнациональном состоянии[3]. Говорить об этом приходится уже потому, что наблюдения за этносферой показывают нам, во-первых, сколь велико многообразие качественно разных явлений относят к ее составу, а во-вторых, к каким разным историческим и территориальным масштабам они отличаются. Тут тебе и китайская или эллинская цивилизация, и малый коренной народ; и тысячелетняя театральная традиция, и небольшой сельский ансамбль народной музыки! И грандиозное этнокультурное шоу на открытии Пекинской Олимпиады, и съемка визуально-антропологического фильма в чуме на берегу Ледовитого океана! И так далее, и тому подобное! Но сегодня мы с вами не говорим ни о конкретных цифрах или масштабах, ни о какой-то классификации учетных этнических явлений. Однако, приступая к работе над каким-то этнокультурным проектом, знакомясь с ним на презентации, мы оцениваем свои ресурсы (материальны и нематериальные) и рассчитываем на конкретный результат. Поэтому здесь важно, о каком же масштабе этнокультуры у нас идет речь. Вы уже наверняка обратили внимание на то, что я говорю об этничности, об этнических явлениях и реальностях[4], а не об этносах, имеющих свои этнические имена (этнонимы), не о титульных нациях, используемых в переписи населения. И делаю это для того, чтобы обратить внимание на этничность как цивилизационный феномен, который – в рамках гуманитарной методологии - имеет к тому же статус цивилизационного императива. Можно сказать и так: этничность первична, а этнос и наша идентификация с ним, - выражающаяся в чувстве и в сампонимании человеком своей принадлежности к тому или иному этносу, - вторичны. Состояние постнациональной этничности возникает в условиях, когда в процессе технологической переоснастки государственного управления увеличивается зазор между пространственно-территориальной цельностью государства, с одной стороны, и живым, подвижным, энергийно-насыщенным этническим полем страны, с другой. То есть, по мере того, как роль национального государства и, соответственно, нации, - как общества людей, живущих на одной территории, под одним государственным управлением и в одном гражданском обществе - если и не умаляется, то, по крайней мере, очень сильно изменяется. Сквозь этот зазор мы и начинаем теперь видеть этнические реальности то политически, в оптике правового государства, гражданского общества и нашей гражданской идентичности (с ожидаемой от этой оптики исторической значительности и ответственностью); то культурально, в оптике так или иначе понятой этнокультуры ( надеясь увидеть за ней иную ответственность и значительность). Если бы речь шла просто о замене слов «национальное» на «этническое» я и сам бы не настаивал на преимуществе одного на другое. Но тут дело в определенном методологическом приеме, который в философии Э.Гуссерля называется феноменологическим эпохэ и суть которого состоит в воздержании от использования слова, стоящих за ним привычных представлений и чувствований. Воздержание может быть временным или окончательным, но цель его одна – пробрести новое стратегическое видение, или хотя бы приращение такового, с тем что бы развив его обрести и новую решительность, и способность к действию. К тому же, несмотря на более чем 100-летнюю историю этнологии, и частичное признание особости этнических реальностей, мы постоянно сталкиваемся на практике с соскальзыванием с этнологической точки зрения - на социально-политическую и государственно-политическую (а то и откровенно националистическую). А теперь уже и с международной практикой вовлечения субнациональных этнических процессов в процессы транснациональные. Говорю об этом соскальзывании, отвлекаясь пока от того насколько оно непроизвольно или намеренно, поскольку путает карты и приводит к «разрухе в умах» в обоих случаях. Так что воздержание от оптики национально-политического, - если не забывать, что оно суть методологический прием, - полезно и практически[5]. Наконец, помимо отдельных часто поминаемых идентичностей (этнических, культурных, гражданских и т.д.) не стоит забывать и нашу антропную идентичность, то есть принадлежности к роду человеческому: ведь именно она имеется в виду, когда речь заходит о правах, свободах и достоинстве человека, об «общечеловеческих ценностях». Опубликовано: Этнокультурная капитализация: проблемы, практики, инструменты / под ред. А.В. Журавского, О.И. Генисаретского, В.В. Кузнецова. — М.: АКФЭСТ, 2008. Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором [1] Подробнее в сб. лекций «Открытый Университет (Чебоксары 2003). – М., 2004. [2] Идентичность интенциональна, она представляет собой константную, неизменяемую - на каждой фазе развития - интенцию (и практического действия, и мышления). Интенциональность же, напротив, - изменяемая, динамически-энергийная идентичность. В жизнепрактических – культуротворческих и культурно-политических контекстах – реализуется их сдвоенная интенционально-идентификационная синергия. Подробне: Генисаретский О.И. Политика сохранения социокультурного ядра как методологический вызов. М., Русский архипелаг, 2002. [3] Диаспоры и постнациональная этничность // Генисаретский О.И. Навигатор: методололгческие расширения и продолжения. М.: Путь, 2002. С. 456-472. [4] С понятием этнической реальности давно и плодотворно работает С. В. Соколовский, строящий «конструктивистские модели этнического». См. его недавнюю статью: Институты и практики производства и воспроизводства этнического // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 11. – М., Российский институт культурного и природного наследия, 2005. – С.144 -175. [5] Есть еще и другой обходной маневр: практиковать гуманитарно-политический (и/или философско-политический) дискурс, заметно отличающийся от идеологии так называемой «реальной политики». Примером первого маневра я считаю политическую антропологию Ю.В.Громыки, а второго философию политики А.М.Пятигорского.
|
11 февраля 2010 | Рубрика: Интелрос » Рейтинг » Рейтинг 2008-2013 » Материалы рейтинга "СОФИЯ" |