Имя:
Пароль:

На печать

Никита Кричевский
От жары — мороз по коже

Ну что, дорогие сограждане, рассеялась немного жара, расслабились? И то дело: отдохните немного — настоящие катаклизмы еще впереди. Месяца через четыре летнюю жару вы будете вспоминать с дымчатой ностальгией. Ибо, по всем предпосылкам, зимой 2010/11 нам предстоит окунуться в пронизывающий сгусток аномально-морозных проблем. Непонятно, о чем речь? Ну, тогда внимаем.


Климатологи (брысь, остряки, меняющие в этом слове “т” на “кс”! — разговор серьезный пошел) — так вот, климатологи не дадут соврать: среднегодовая температура в московском умеренно континентальном регионе за последние 100 лет колебалась вокруг плюсовых 5 градусов. Правда, в последнее десятилетие она, говорят, перемахнула за 6 цельсиевых оборотов, но сей прыжок суть дела не меняет. Так же как и амплитуда среднегодовых колебаний, не превышающая 3—4 градусов.


Поясню на пальцах: если лето выдается удушающе жарким, то зима будет проникающе холодной. И не только в Москве, но и в других регионах, особенно вглубь российской территории.


В 1972 году (старшее поколение хорошо помнит тот торфяной смог) максимальная температура несколько раз добиралась до отметки в 34,8°. А теперь приведу минимальные показатели термометра зимы 1973-го: 21 января — минус 27,5°, 22 января — минус 26,6°, а, например, 2 февраля — минус 24,8°. В предшествующие и последующие торфяному 1972-му годы таких холодов не было. То лето, кстати, было сверхзасушливым: с 12 июля по 23 августа, почти за полтора месяца, с неба капало всего 4 раза. Именно капало, потому что суммарное количество осадков составило всего 8,2 мм, тогда как только за один день 27 августа 1972 года на московскую землю вылилось сразу 14,9 мм дождевой влаги.


В засохшем 2002 году (здесь угарную память подключает средний возрастной состав читателей) июльский максимум достигал отметки в 32,5°, августовский — в 32,4°. А по минимуму осадков 2002 год перебил даже рекорд 1972 года. Последовавшая вслед за жарой зима также была морозной: минимальная температура в декабре составила минус 25,4°, в январе 2003-го — минус 27,7°, в феврале — минус 23,1°.


Наконец, прошлый, 2009 год, жару которого должны помнить все умеющие читать, вошел в погодно-климатические анналы, с одной стороны, июньско-июльскими взлетами соответственно до 29,4° и 30,0°, а с другой стороны, декабрьско-январскими падениями соответственно до минус 26,0° и минус 25,9°. Кстати, засуха в прошлом году посетила всего 9 российских регионов. В отличие от 23 субъектов Федерации, ставших жертвами погодной аномалии в году нынешнем.


Надеюсь, теперь всем понятно, что после температурных рекордов нынешнего лета предстоящая зима будет невероятно холодной, с температурными декабрьско-январскими минимумами под 40° и ниже? Или в стане читателей еще остались истово верующие в то, что Россия — “хранимая Богом родная земля”? Для таких — мой практический совет: валенки выбросьте на помойку, шерстяные носки пожертвуйте неимущим, а шапки-ушанки презентуйте защитникам животных. Но на всякий случай закаляйтесь. До полного мозгового просветления.


Джентльменский набор осенне-зимнего сезона, по всей видимости, будет состоять из аномального холода, множества коммунальных аварий и роста цен на продукты (хорошо еще, если к перечисленным ужасам не добавятся конфликты в высших эшелонах власти).


Вы, конечно, потребуете доказательную базу? Пожалуйста: за ваши деньги, потраченные на покупку этой газеты, — любой каприз.


Во-первых, в 2009 году по сравнению с 2008-м расходы муниципалитетов на поддержку ЖКХ, а именно в их ведении находится коммуналка, снизились на 7,3%. И это при постоянном росте тарифов (аппетитов) близких к высшим госчиновникам сырьевых компаний: на теплоэнергию — на 16,1%, на природный газ — на 19,6%, на электроэнергию — на 20,8%, на топочный мазут — аж на 83,3%. Даже исходя только из этих цифр и тенденций, можно прийти к страшной догадке: в 2010 году никаких муниципально-коммунальных улучшений в России не случилось. Доходы местных бюджетов по-прежнему сокращаются, помощи от федерального и региональных бюджетов ждать не приходится (у них самих финансовая дыра как минимум до 2015 года), износ коммунальной инфраструктуры, на конец прошлого года составлявший 55,3%, продолжает увеличиваться.


Помните многочисленные коммунальные аварии прошедшей зимой? Так то, граждане хорошие, были цветочки. Или предупреждение, кому как нравится.


Во-вторых, в будущем году тарифы на газ, дальше — по цепочке — на электроэнергию и услуги ЖКХ вырастут под влиянием трех факторов: увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых для природного газа на 61,0%, прогнозируемого роста инфляции в 5,5—6,5% и непрогнозируемого расширения коммерческо-коррупционного зева нефтегазовых баронов и их правительственных кураторов. Энергетики с повышением тарифов также церемониться не будут — в крайнем случае все спишут на газовиков. А “Газпром”, как известно, это национальное (священная) достояние (корова).


По ушам же вновь получат муниципальные чиновники: к зиме не подготовились, топливо не запасли, тарифы взвинтили. Ату их, убогих! Вместо того чтобы опрессовку проводить да трубы менять, всех коммунальных батраков они бросили на подкраску разваливающихся властных конструкций, а сами небось в отпуск укатили. Так что зимой церемониться с муниципалами не будут.


В-третьих, засуху в стране никто не отменял. Хорошо хоть честно признали, что урожая нынешнего года на прокорм 140 миллионов не участвующих в сырьевом экспорте россиян-нахлебников не хватит, в “закромах Родины” подгнивают не 24 млн. т пшеницы, а от силы 9,5 миллиона, да еще экспорт зерна запретили. Как будто мою статью “Не дай стране засохнуть!” в “МК” от 30 июля законспектировали. Но чего стоят сублимированные восклицания: мол, никаких оснований для удорожания хлеба нет! — если цены уже поползли вверх?


Осенью и зимой подорожают практически все товары первой продовольственной необходимости: хлеб, мука, сахар, макаронные изделия, крупы, мясо, молоко, молочные продукты, овощи и даже спиртное. Только не надо спрашивать о темпах роста: как бы не очутиться в ситуации, когда деньги есть, а купить на них будет нечего. Не подскажете, в воздухе не чувствуется голодный привкус “лихих 90-х”?


А теперь — о стараниях государственных благодетелей по части социальной поддержки горячо любимого населения. В 2011 году пенсии в течение года вырастут в среднем на 9%, денежное довольствие военнослужащих с 1 апреля увеличится на 6,5%, стипендиальный фонд с 1 сентября раздобреет на те же 6,5%. В будущем году федеральные расходы на ЖКХ увеличатся на 2,2% (в 2012 году сократятся на 58,8%), на здравоохранение — на 10,2%, а на социальную политику уменьшатся на 9,2%. И не забудьте про акцизы на бензин, которые планируется ежегодно увеличивать на 1 рубль. На большее бюджет не способен, извините.


Знают ли о предстоящем коллапсе в правительстве? Знают, конечно. Говорят, не так давно Путина посетила группа ученых, доходчиво объяснивших премьер-министру, какая катастрофа надвигается на обгоревшую, сползающую к голоду и теряющую управляемость страну. Да премьер и сам прекрасно понимает, что в ручном режиме с той же амфибии “Бе-200” тепло и хлеб по городам не разбросаешь. Но власть уже опоздала: летний коммунально-амбарный поезд ушел по расписанию.


Теперь до вас, граждане, дошло, что закупать нынче надо вовсе не вентиляторы, а обогреватели? Срочно поддержите отечественного производителя. Ибо тепло от правительственной печки этой зимой всех нас вряд ли согреет.

Опубликовано: Московский комсомолец. № 25427 от 18 августа 2010 г.

Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором