Имя:
Пароль:

На печать

Кирилл Фролов
Богословие модернизации

Не секрет, что существуют определенные стереотипы в восприятии православия, которое ассоциируется не только с крайним консерватизмом представителей этой конфессии, но и их попытками навязать России проект ее архаизации. Однако, это не так архаизация, с точки зрения православия, является однозначно антинациональным проектом, реализация которого приведет к поглощению России технологически развитыми государствами. Что касается церковного консерватизма и «охранительства», то здесь следует определиться с терминами. Охранять и консервировать необходимо только базисные, фундаментальные основы российской государственности, такие как суверенитет, геополитическая субъектность, безальтернативность духовного выбора русских, сделанного в 988 году, единство и неделимость России, права и свободы ее граждан. А вот «надстроечные» структуры – экономика и конкретные административные структуры – должны изменяться настолько быстро и радикально, насколько этого требуют стоящие перед страной стратегические задачи. Ведь консервация всего и вся, в том числе отсталой экономики и плохих дорог, в лучшем случае, это стагнация. В худшем – деградация общества и страны.

Смысл православного консерватизма

Если уж речь зашла об охранительстве и консерватизме, то логично было бы проанализировать понятие «модернизация» с позиций православного мировоззрения, тем более, что здесь можно открыть для себя много интересного. Например, в культурологическом плане принятие православия было для России модернизационным шагом, ибо означало приобщение к самой передовой культуре того времени – византийской. Это приобщение дало мощнейший импульс для развития государственности и культуры. Но по логике «консерватизма ради консерватизма» и тем более «традиционализма» следовало бы продолжать жить и прозябать в язычестве. Однако этого не произошло.

Первый русский монастырь – Киево-Печерская Лавра – был и духовным, и инновационным центром своего времени. Именно там зародилась русская историческая наука, архивное дело и медийные технологии: киево- печерский монах преподобный Нестор основал Российское летописание, фиксируя новости, из которых и собирались летописи. Безусловной инновацией была и миссионерская деятельность святых Кирилла и Мефодия, отнюдь не всеми понятая в самой Византии. Эти миссионеры создали для русского народа величайшую инновацию – славянскую грамоту. Как справедливо отмечает знаменитый современный миссионер о. Андрей Кураев, христианская доктрина не просто консервативна, но неизменна в базисе-догматике, однако вариативна и подвижна в «надстройке», «керигме», послании Церкви миру, в ее миссии.

Еще более «инновационным» можно назвать смысл христианской жизни – обожение. Бог стал человек, чтобы человек стал Богом – именно это возвещает Церковь. Обожение требует колоссальной работы, развития, «преодоления» ветхого человека! Такой обоженый человек призван к синергии, к сотворчеству с Богом. Поэтому синергийная идея может и должна быть спроецирована и в общественную, общенациональную жизнь, именно идея «синнергического развития» должна быть в основе и идеологии развития России. Просто консерватизм – это, как говорится, хорошо, но мало. Стабильно, консервативно быть добрым христианином и гражданином, ежевоскресно посещать богослужение, участвовать в таинствах Церкви. Но цель христианской жизни – выше и больше. Она – это путь к обожению, к синергии, который требует постоянного развития, преодоления своих страстей. Остановки, «застой», стагнация в развитии духовной жизни могут привести не просто к регрессу, но к духовной катастрофе. Эти аксиомы должно распространять и на общественную жизнь и на церковную историю.

Церковь как модернизатор и «опричное» движение

Вспомним Петра I. Он не был изначальным антицерковником. Он успешно опирался на великого поборника национальной модернизации России на основе православной традиции – святителя Митрофания Воронежского, ревнителя Российского флота. Архиепископ Митрофаний умер и Петр долго пытался найти в Церкви опору для осуществления очевидных шагов экономического и геополитического прорыва Российской империи, что открывало бы для православия огромные миссионерские перспективы. Петр долго, но безуспешно пытался убедить Патриарха Адриана в том, что необходимо развивать церковное образование, актуальное богословие, миссию, социальное служение. Московскую «православную тусовку» интересовало совсем другое – проблемы брадобрития. И в наше время, если бы во главе Церкви встал не наследник линии св. Митрофания – Святейший Патриарх Кирилл, то «проблемы брадобрития» сгубили бы Русскую Церковь.

О том, что дела обстоят именно так, свидетельствует тот факт, что силы стагнации православия действуют именно под знаменами консерватизма и традиционализма. Нежелание заниматься элементарной миссией и катехизацией доходит до абсурда – в храмах на московских вокзалах и аэропортах, где миссионерско-катехизаторская работа приносит ощутимый материальный достаток, ее не просто нет – богослужения там совершаются крайне редко. Причем «священобездействующие» придумали для оправдания своего бездействия целую демагогию, представляющую активное церковное служение, развитие церковной мысли, миссионерство, как «ересь», «модернизм» и т.д.

Преступное бездействие – это не единственное следствие «консерватизма ради консерватизма». Отсутствие духовного и интеллектуального развития породило «опричное» движение, адепты которого опустились до изуверских методов воспитания детей в Боголюбовском монастыре, избиения миссионера о. Андрея Кураева (его разбитые за публичную защиту доброго имени Патриарха Кирилла очки – это символ «новой опричнины») и отвратительных клеветнических обвинений в адрес главных православных миссионеров и интеллектуалов – Святейшего Патриарха Кирилла и Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона (Алфеева). Боголюбовские «опричники» доигрались: против них возбуждено сразу два уголовных дела. Но это – приговор антипатриаршей раскольнической «опричнине», а не Церкви, которая получает возможность, освободившись от шантажа раскольников и в полную силу развернуть свою миссию, свое духовное, интеллектуальное, институциональное развитие. В этой ситуации любые антицерковные настроения в элите – это помощь «опричникам». Государство же должно повести себя мудро и не просто поддержать православные институты, но и заключить с православием полноценный пакт о социальном партнерстве во имя решительного развития России.

Два манифеста о будущем

Геополитические оппоненты России пытаются расшатать Российскую власть, навязать ей внутреннее противостояние, «разделять и властвовать». Поэтому тандем жестко пресекает любые попытки раскола. Президент и премьер прекрасно знают из Писания, что «Царство, разделившееся в себе, не устоит». Однако им приходится бороться на два фронта. Компрадоры и изоляционисты, «кучерочибриковщина» и секулярные тоталитаристы хотят видеть Россию слабой, а Церковь – сектой, ушедшей из общества.

В этом контексте появляются два документа, в которых говорится о православном выборе России, два манифеста: консервативный и подчеркнуто модернизационный неоконсервативный. Первый – это манифест Никиты Михалкова. Сильный консервативный текст. Удар по секулярным стандартам и мировоззрению. Обращение к русской консервативной политической традиции, классикам консервативной мысли. Здоровый национализм. Единственное, что не порадовало: «евразийский соблазн» и неосознание трагедии отмены Патриаршества, нарушения симфонии как важного фактора последующей секуляризации, которая, в свою очередь, стала важнейшим фактором русской катастрофы XX века. Второй - доклад «Третий Рим. Суверенная модернизация». Наш, неоконсервативный доклад более четко прописывает собственный, православный геополитический проект для России, более ясно оценивает важность Церкви, сильного Патриаршества как института, более ориентирован на христианский персонализм, на проект модернизации на основе православной традиции, на диалог, а не противопоставление веры и науки.

№ 4 Кирилл Фролов (27 февраля 2011)
Кто и где рукопожатен, а кто-нет
4 ноября 2010 года Кирилл Фролов награжден Благодарственной Грамотой Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева «За заслуги в развитии и укреплении сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств
Из выступления Главы ОВЦО МП протоиерея Всеволода Чаплина на Круглом Столе
"Народы-победители: вместе в истории, вместе в будущем", прошедшем в рамках выставки "Православная Русь" 6 ноября 2010 года

"Интеллектуальный рост и рост серьёзности Ассоциации православных экспертов подтверждается докладом, который был представлен Ассоциацией, написанный Кириллом Александровичем Фроловым и Кириллом Логиновым. Текст очень интересный. Это не значит, что я подписываюсь под каждым его словом - я думаю, могут быть и другие, расходящиеся, мнения. Но это, бесспорно, серьёзная заявка на интеллектуальный прорыв в деле православного общественного движения, цели, заключающейся в докладе, их реализация, требуют мужества, достоинством этого доклада является отсутствие радикализма, часто встречающегося у православной общественности, и одновременно он охватывает разные сферы жизни - экономику, политику, внешнюю политику.
Я думаю, что нам не хватает таких ежегодных аналитических и стратегических документов. Мне думается, что это очень важно, потому что нам нужно не только реагирование, нам нужно думать вперед, нам нужно оценивать то, что происходит, стратегически. И нам нужно рисовать нашу картину будущего, наши "города на вершине холма".
Поэтому такая деятельность, как составление экспертных докладов, очень важна. Более того, как я уже однажды сказал, я считаю не законченной, а только начинающейся дискуссию об основах общественного уклада, социального строя в России. Эта дискуссия была оборвана в 1917 году, когда было не собрано Учредительное собрание, эта дискуссия не получила достаточно серьёзного развития в 1993 году, когда принималась ныне действующая Конституция. Понятно, почему эта дискуссия не была достаточно подробной. Общество ещё не научилось жить в условиях свободы, и некоторые из дискуссий того времени приводили к вооруженным столкновениям в центре Москвы. Некоторые приводили к хаосу - вы помните народных депутатов СССР. Поэтому можно понять власть и определенные слои элиты, которые тогда эту дискуссию не приветствовали и не способствовали тому, чтобы она развернулась.
И, тем не менее, то, что она не произошла, то, что не были учтены все имеющиеся варианты политического развития страны - сегодня, как мне кажется, это обедняет наши перспективы, обедняет наше настоящее. Вот почему дискуссия об идейных основах нашей государственности, дискуссия об общественном укладе России, дискуссия о том, как народ и элиты могут участвовать в строительстве общего дома. Эта дискуссия не закончена, а только начинается. И вот почему - ещё и ещё раз хотел бы вернуться к этому вопросу - очень важны серьёзные документы, исходящие из православной общественности, и они определённо могут стать серьёзной частью этой дискуссии."

№ 3 В.Семенко (27 февраля 2011)
Дорогие друзья, я, конечно, понимаю, что у вас корректная модерация, но в данном случае это привело просто к тому, что вы опубликовали набор абсолютно неадекватного и подлого вранья, не имеющего ничего общего с действительностью. Больше делать нечего, как на клубе у Кургиняна что-то "кричать" про Фролова… Где мы и где Фролов?. То, что ничего подобного не было, могут засвидетельствовать все члены клуба. Кургиняну перешлю, надеюсь, отреагирует. Что касается моей критики церковных либералов, она носит сугубо концептуальный и принципиальный, аналитический характер. Для примера статью пришлю.

№ 2 Кирилл Фролов (27 февраля 2011)
абсолютно нерукопожатным в церковной среде является товарищ Семенко, чьи тексты состоят из <недопустимых высказываний> в адрес выдающихся людей Русской Церкви- митрополита Илариона (Алфеева), прот. Всеволода Чаплина, протодьякона Андрея Кураеева и многих других. Думаю, что эти православные интеллектуалы должны быть авторами этого уважаемого ресурса
Не только я, но и все эти люди оболганы <...> Семенко, который не стесняется в средствах, говорит в разных аудиториях взаимоисключающие вещи- этот деятель, который прославляет маргиналов, призывающих сжигать паспорта, десоциализироваться, на клубе у Кургиняна пытался выставить меня... противником модернизации и сторонником отделения Кавказа от России
Выражаю редакции сайта, лично Александру Неклесссе, благодарность за публикацию, выражаю надежду на дальнейшее сотрудничество, очень прошу не отождествлять православное сообщество с <...>, обвинившими уважаемую редакцию в "некомпетентности"

№ 1 В.Семенко (25 февраля 2011)
Просто позорно для столь уважаемого ресурса публиковать <...> Фролова, человека, абсолютно нерукопожатного в приличной православной среде, чьи тексты состоят по большей части из откровенного вранья. Отношу сей прискорбный факт на счет некомпетентности руководителей сайта в церковных вопросах.