Имя:
Пароль:

На печать

Иван Засурский
Последний бой агента Смита. Парфёнов, Матрица, революция и перезагрузка

Выступление Леонида Парфёнова, связавшего в одном тексте посещение Олега Кашина, которому сделали очередную операцию, и превращение телеканалов в систему Гостелерадио, всколыхнуло настоящую бурю в блогах и журналистских кругах. Мне почему-то сразу пришло на ум сравнение с началом третьей серии «Матрицы», которая называется, если кто забыл, «Матрица: Революция».

Конечно, Леонид Парфёнов не сказал ничего нового. По сути,  он выразил одну из наиболее распространённых точек зрения среди журналистов и блогеров, которых ещё интересует этот вопрос. Остальным же происходящее, похоже, до лампочки, потому что, с точки зрения телезрителя, страна и в самом деле погружается в летаргический сон, отправляющий и меня на машине времени к светлому образу прошлого с «Международной панорамой», программой «Время» и «Вокруг смеха».

Ностальгия Парфёнова понятна. Времена серьёзной журналистики прошли, уступив место орудийным залпам информационного заказа. Впрочем, как ушли в прошлое и времена открытой публичной политики, когда мало кому знакомый персонаж через систему относительно честных выборов с низким проходным баллом мог мгновенно стать политиком федерального уровня или депутатом за считаные месяцы. Стабильность в России была куплена ценой восстановления централизованной управленческой системы, частью которой является агитпроп. При этом вопрос эффективности подобной управленческой системы отошёл на второй план.

Поэтому кому-то выступление Парфёнова кажется восхитительно своевременным.

Однако только немногие догадываются, что у системы и общества проблемы, по сути, общие и враг, как ни странно, тоже может быть один. Это вовсе не ЦРУ, и не США, и даже не WikiLeaks, и не интернет-пользователи вовсе, а именно тот самый распоясавшийся агент Смит, которому Нео по воле случая выбил из головы наушник, освободив этого вольного матричного чекиста преследовать собственные интересы. В результате возник опаснейший вирус, который постепенно поглощает всё, что есть в Матрице, и превращает в себе подобных каждого, кого встречает на своём пути.

Но по-старому уже не будет, и не потому, что не хочется, а потому, что мир изменился навсегда.

Лучше всего я могу проиллюстрировать свои выводы как раз на примере сети Интернет. Мало кто обращает внимание на такие детали, но если честно, то свобода доступа к Сети и отсутствие каких бы то ни было ограничений на доступ к информации из России — последовательная политика Владимира Путина и Дмитрия Медведева, осознанно и последовательно проводившаяся все эти годы подряд с конца 90-х и по наше время. Именно это дало нашей стране огромный сектор новой интернет-экономики и реальный шанс на органическую модернизацию за счёт мощного развития высокотехнологических компаний, процветающих не только на растущем российском рынке, но и в глобальном масштабе, обслуживая и объединяя русскоязычную аудиторию во всём мире.

Вот и получается, что в странной новой конфигурации русской несистемно-публичной политики Леонид Парфёнов, при всей скандальности своей речи, сделал заявление подчёркнуто точное и по сути нейтральное, всего лишь признал проблему: главным ресурсом власти в борьбе с язвами общества (крупнейшей из которых следует считать агента Смита) могут быть журналисты, но система, если следовать диагнозам популярного сериала про доктора Хауса, болеет волчанкой и сама себя атакует, истребляя собственный иммунитет и свои же клетки. Удастся ли (и каким образом) Медведеву убедить систему в том, что её враг — другой и он удивительным образом напоминает того, кто должен на всех фронтах отстаивать интересы и законы Матрицы?

Пока вы думаете о разных вариантах ответа на этот вопрос, я могу предложить свой.

Чтобы не росла напряжённость в обществе и не повторились события столетней давности (включая убийство Столыпина в 1911 году), система должна сосредоточиться не на тех, кто составляет её энергетический ресурс и среду обитания, то есть людях, а на подчинении распоясавшегося агента Смита своей воле. А что для этого нужно делать? Правильно, бороться с коррупцией и требовать соблюдения закона, методично наводить порядок в своих рядах — а сделать это невозможно без опоры на людей, без прямой связи с гражданами. С теми из них, разумеется, кому это интересно.

Поэтому вместо наступления на свободу я вижу впереди гласность 2.0, которую власти если не начали сами (хотя здесь даже преемственность присутствует, ведь интернет — это глобальная сеть, созданная американцами как ответ на «Спутник» и баллистические ракеты), то всеми силами защищают и поддерживают. Это главный ресурс модернизации и главный катализатор инноваций в экономике, живительный бальзам и инфраструктура новой информационной экономики и новое пространство культуры. И мы хотим безвизовый въезд в Европу. Поэтому как в Китае у нас не будет, а значит, свобода и развитие победят, и есть шанс, что государство начнёт ощущать себя не только как власть, но и как сервис, хотя бы в формате «электронные услуги».

Отношение людей к обращению Парфёнова узнать просто — он стоит в топе YouTube вместе с анимацией на тему   «Почему в России плохие дороги». Там есть комментарии, равно как в ЖЖ и Facebook. Но если следовать нашей логике, получается, что даже придворным медиа Парфёнова следует не предавать анафеме, а благодарить за программную речь, нацеленную на внесение первых исправлений в местами устаревшие, местами подпорченные вирусом алгоритмы системы. Жаль только, что скорость реакции системы превышает мощность процессоров, отвечающих за осмысление происходящего и «высчитывание» будущего. В противном случае Парфёнов был бы главной темой новостей по телевизору. Потому что слишком много развелось кругом агентов Смитов, притом что добрая половина из них — липовые.

А для людей для начала нужно сделать что-то осязаемое и простое, чтобы снова наладить отношения. Например, раздать всем школьникам букридеры со всей литературой по школьной программе и всеми базовыми учебниками. Так можно загрузить заказами завод Plastic Logic, который строит «Роснано», и решить важнейшую проблему доступа к информации. Вот честная победа на выборах.

Агенту Смиту такое не по плечу, да и не по нутру. Но это и есть в каком-то смысле конец истории, счастливое завершение, новая Матрица — с волнующими закатами и свободой выхода для всех, кто пожелает, в реальный мир людей. А те, кто останутся, в дополнение к любимой иллюзии (с которой вынуждена считаться власть — а правильный запрос программируется через образование довольно долго) получат всё-таки какой-то доступ к информации и возможность принять участие в развитии инновационной экономики. По-моему, это хорошая сделка, и она даст нам общество знания, закон и порядок, поддерживаемые людьми при помощи власти, а не наоборот. Поэтому не избежать кары тем, кто участвовал в организации травли и убийств журналистов в Химках.

Да и телевидение тоже изменится. Да и люди все стали мудрее, не то что во времена Горбачёва — Ельцина. Уж точно не переборщат. Вот только иммунную систему надо подлатать, а то не избежать волчанки, о которой так часто говорят врачи в сериале «Доктор Хаус», который, впрочем, уже немного из другой оперы.

Опубликовано: Частный корреспондент. 30 ноября 2010 г.

Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором