Имя:
Пароль:

На печать

Александр Люсый
Ситцевая революция в Греции

Отнюдь не декоративные красные знамена на Акрополе – знак пробуждения социального вулкана, начавшего раскачивать Европу снизу, вдобавок к исландской природной задымившей вершине.

Греция – исток первых, возникших вместе с цивилизацией как таковой, утопий о Елисейских полях и Островах блаженных. И Достоевский в «Сне смешного человека» локализует грядущий не очень устойчивый земной рай на Эгейском архипелаге. После разных перипетий Греция стала вершиной общеевропейской пирамиды реализованной туристической утопии. Не зря современное социальное расслоение Зигмунд Бауман представил так – туристы и бродяги.

Когда я впервые оказался на Акрополе (в 2008 году), поразило преобладание среди публики пенсионеров, из чего можно было сделать вывод о туристической форме еще постулируемого тогда «конца истории». Нынешние красные знамена с лозунгами «Европа, поднимайся!» – это следствие туристической (мраморной) революции. Подлинным революционным возбудителем стали счастливые лица дряхлых, преимущественно японских пенсионеров, нередко передвигающихся только с помощью замысловатых спецсредств. Эта штука теперь посильнее полуобнаженной свободы на баррикадах кисти Делакруа. Застрельщиками нынешнего социального конфликта стали именно греческие пенсионеры (студенческие бунты начались позже).

Государственный строй туристической утопии можно охарактеризовать как православный социализм. Греция, в сущности, единственное в мире православное государство – в том смысле, что церковь здесь не отделена от государства, как и система социальных гарантий. Греческие пенсионеры живут, пожалуй, не хуже японских. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем пожилые эллины уходят на покой в 58 лет (тогда как в среднем по ОЭСР, состоящей исключительно из развитых стран, труженики выходят на пенсию в 64 года). Более 250 тысяч греков получают пенсию больше 1400 евро. При таких возможностях греки-пенсионеры не такие уж и путешественники. Мир уже давно открыт греками же. Герой романа Джона Фаулза «Волхв» предпочитает путешествия-интриги в пределах собственного особняка.

Но где в таком случае находится православно-социалистический ГУЛАГ? Он и под землей, и парит на возвышенностях, он повсюду. Это сама внимательно оберегаемая и не так уж и изобретательно эксплуатируемая история (большинство музеев, как и госучреждений, работает до 14.00). Нигде меня так тщательно не обыскивали, включая посттеррористический Хитроу, чем в греческих аэропортах, из чего можно сделать вывод, что конец истории оберегаем здесь не менее жестко, чем ее истоки. Тяжкий труд поддержания/возобновления истории греки возложили на плечи других народов. Примерно так здесь когда-то было изобретено классическое рабство.

Кризис по-гречески вызван в значительной мере сбоем в сезонных «великих переселениях» окрестных «варваров». Одна из мер предполагаемого выхода – льготы для русских туристов. В перманентной греко-турецкой туристической войне основная дополнительная курортная приправа Турции, некогда ставшая главным способом создания первичного «челночного» капитала Турции – дубленки, в Греции же – более «элитные» шубы.

Нынешние выступления в Греции против правительственных мер экономии в социальной сфере, при всей массовости, можно охарактеризовать, исходя из международного разделения труда, скорее как восстание элит (по Кристоферу Лэшу), а не восстание масс. Большинство протестующих – госслужащие, учителя, и, что особенно примечательно – археологи. «…Но идеал связать не мог в археологии трех строк, // И Костя его снова – закопал» (Владимир Высоцкий. Песня про археолога). Жертвами «коктейля Молотова» стали банковские служащие, стоявшие на посту свободной циркуляции капитала, то есть свободы истории. Думаю, когда-нибудь им будет сооружен памятник.

Некогда здесь родилась не только история как таковая, но и логика, которая сейчас и является бессубъектным двигателем событий. Имена организаторов принципиального значения не имеют. Любопытно вспомнить размышления самого знаменитого современного греческого философа неомарксиста Касториадиса о возможности автономного действия, осуществимости проекта самоинституирования общества без отсылки к трансцендентным основаниям. Так способно ли общество само устанавливать для себя правила и с какими проблемами ему придется столкнуться на этом ничего не гарантирующем ему пути? Если мы не стремимся к автономии в своих практических действиях, мы неизбежно подпадаем под власть гетерономных, бессознательных доминант, то есть истории, институтов, традиции, Бога и т.д.

Несколько ранее министр финансов Греции Георгиос Папаконстантину приводил в качестве одной из мер стабилизации снижение порога 40-процентного налога для богатых. Раньше этот налог распространялся только на граждан с доходом свыше 75 тысяч евро в год, но теперь основное бремя ляжет на пять процентов греков, зарабатывающих ежегодно больше 30 тысяч евро (40,6 тысяч долларов). Такое переведение стрелки на платежеспособного субъекта оплаты исторических счетов – действенная точка опоры в начавшемся было хаосе. У нас же все в налоговом отношении «равны», что резко усилило имущественное расслоение в условиях кризиса.

Пепел Эйяфьятлайокудля столкнулся с пеплом Акрополя, прошедшего через природную инверсию морской, а не эстетической бури в Каннах, и просеялся в Париже… устричным дождем. Там около 300 человек перекрыли знаменитые авеню Фош и мост Альма, засыпали проезжую часть устричными раковинами и подожгли дымовые шашки, скандируя и держа плакаты «Производители устриц на пути к вымиранию» и «Саркози, спаси устрицеводов».

Каково оно, остаться на этот раз в стороне (хотя новая волна кризиса вряд ли так уж совсем пройдет стороной)? Когда история постоянно «переписывается», остаются только надежды на природную ренту. Ведь ту же Исландию вулканы (гейзеры) в свободное от природных бунтов время отапливают, никакой Газпром там не нужен.

В Москве в день вспышки «греческого огня» гордума приняла генплан развития города, закатывающего историю под асфальт, при некотором противостоянии общественности. Мэровские «надбавки» с возможностью бесплатного проезда в пределах своего города канализируют протестные пенсионные настроения куда успешней, чем авторитетные обещания высшей власти найти объективно цементирующих имущественный статус-кво террористов «на дне канализации». А у представителей «среднего» возраста и протест «средний».

Опубликовано: Русский журнал. 6 мая 2010 г.

Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором