Все журналы
Все авторы
45680 публикаций
25892 авторов
Все лекции

Интерос представляет в рубрике «Портреты» работы Валерия Савчука

Интерос представляет в рубрике «Портреты» работы Валерия СавчукаВалерий Савчук

• Неавангардная «культурная столица»
…Петербург изначально задуман на волне движения к Западу, поэтому его местоположение эксцентрично России, ее огромной сибирско-азиатской части. Город без предшествующей истории, без контекста, без естественных условий возникновения и долгой истории обживания топоса. Своей отдаленности от России, своей умышленностью и прямолинейностью он не только был пограничным, но и являл собой  образ мужского города, противопоставляя себя древнерусским городам, построенным по концентрическому женскому типу, внутри стен которых найдем детинец…

• Поэтика взгляда фотографа Станислава Чабуткина
Как понять то, что не понимаешь ни с первого, ни со второго, ни с третьего взгляда? Возможно, методом столь же неспешного вхождения в ее мир, возможно, следуя заветам Ханса Зельдмайера, методом непосредственного усмотрения сущности искусства в конкретном произведении, используя смену планов рассмотрения…

• Коммуникант: конфигурация медиального тела
Придет ли прозрение в то, что есть? Этот экзистенциально важный вопрос, заданный Хайдеггером в работе «Поворот», важен нам в деле понимания того, что такое медиа и что они делают с нами. Империя медиа – реальность, которая мобилизует легион подданных. И имя им коммуниканты. Но кто такой коммуникант? Чем он отличается от сообщника или собеседника? Он есть производное средств массовой коммуникации и новых медиа и их же условие существования…

• Что исполняет перформанс?
Природа перформанса ближе искусствам изобразительным, в которых «автор» и «исполнитель» — одно неподцензурное рассудку телодвижение. Но изобразительность его особого рода. Вместо того, чтобы представлять глубину эмоционального переживания и играть или ставить трагедию, в перформансе концентрированно проживаются и, отрефлексировавшись, возвращаются отрезки его/моей жизни…

• Фотография – поза логоса. Репрезентация идеи реальности
…видим мы не только увиденное другим, но, еще в большей степени, сделанное и понятое другим. Поза внутреннего сосредоточения, которую принимает фотограф, воспроизводится зрителем. Эту позу я называю позой логоса, которая является телесной в той же мере, что мыслимой…

• Аура в контексте онтологии фотографии
Схваченная в единственно верной точке и в точное время фотография вызывает доверие безукоризненностью кадра. Оно возрастает, когда в отрешенной задумчивости взгляда, обращенного в небо, присутствует столько личных, а потому понятных каждому переживаний…

• Вальтер Беньямин — критик каннибал
Он  открыл никому не ведомый мир искусства, который добропорядочные и академически ангажированные критики таковым не считали, и стал первокритиком, то есть Господином. Критика Беньямина и есть осуществление власти, ибо она обнаруживает единственно возможный смысл (говоря единственный, мы не можем не подозревать истинный), самому автору произведения неведомый…

• Ницше и фотография
Произведение искусства приобретает глубину лишь тогда, когда находятся люди, способные производить смысл, увеличивающий символическое значение… При этом существующий инструментарий анализа зависит от времени и места, а также от лежащих в его основании концептов. Амортизация инструментов идет рука об руку с устареванием концептов... Их разрешающего потенциала недостаточно для обнаружения степени актуальности нового художественного явление.
В свете сказанного обратим внимание на первую в европейской истории саморефлексию философа, ставшего стихийным куратором художественного проекта. Я имею в виду книгу Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»…

• Философ как художник
Развитие взаимоотношения философа и художника имеет свою историю, начавшуюся со времен Платона. В ХХ веке история спрессовавшись, дала новую жизнь старым спорам. Так Маркузе считал художника контркультурной силой, наивно веря в культуру, которой по-манихейски противостоит контркультура. Но то, что было контр, сегодня апроприировано и вписано в культурный ландшафт Запада, давая ему привлекательность внутреннего разнообразия и напряжения усмиренных и удерживаемых противоречий…

• Утешение культурологией
По прошествие времени уместно вновь задаться вопросом о существе культурологии и специфике ее предмета. Почему для философского дискурса о культуре стали тесны рамки онтологии, этики и эстетики, истории и теории культуры, религиоведения? Почему и чему не удовлетворяют более дисциплины «теория культуры», «эстетика» и «искусство-» и «краеведение»? Разве они говорят не о том же предмете? И, наконец, как возможен сегодня логос о культуре?..


Валерий Владимирович САВЧУК — доктор филос. наук, профессор каф. онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ, директор Центра медиафилософии, член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС)

27 марта 2012

Новости дня Мониторинг зарубежной прессы
Права человека в России: НПО "Мемориал"* как никогда подвергается опасности
Особое излучение может убивать Covid-19 и полиовирус, сообщают израильские ученые
TikTok, Snapchat и Instagram связали с депрессией в среднем возрасте
НАС ЧИТАЮТ В 161 СТРАНЕ
Free counters!
Поддержите нас
ЛЕКЦИЯ ДНЯ

Все лекции



АЛЕКСАНДР НЕКЛЕССА
БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ МЫ ИЗБИРАЕМ

Последние выпуски бюллетеня "ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия" можно приобрести в магазине "Фаланстер".

БУДУЩЕЕ КАК НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ

free counters
Copyright © . Журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия". Все права защищены и охраняются законом. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18303. При полном или частичном использовании материалов, разрешенных к воспроизведению, ссылка на журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия" обязательна (в Интернете – гиперссылка на www.intelros.ru). Адрес электронной почты редакции: intelros@intelros.ru. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламе и объявлениях.
Яндекс.Метрика liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru
Лучшие прогнозы на хоккей от профессионалов