Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №3, 2013
АННАНУРОВА Ольга Михайловна / Olga ANNANUROVA
Россия, Москва.
Мультимедийный комплекс актуальных искусств.
Магистр культурологии.
Russia, Moscow.
Multimedia Complex of Actual Arts.
Master in Cultural Studies.
olga.annan@gmail.com
В статье исследуются значения, которыми наделена фотография в произведении современного немецкого писателя, лауреата нобелевской премии Гюнтера Грасса «Фотокамера. Истории из темной комнаты». Книга одновременно представляет собой автобиографический и художественный текст, в котором изначально заложено напряжение между документальным и воображаемым. В «Фотокамере» фотографии вменяется способность проявлять будущее, прошлое (в том числе тайное, скрытое), воображаемое. Такое представление о возможности фотографического изображения фиксировать «невидимое» случайно или намерено пересекается с текстами, где фотография является теоретическим объектом. Потенциальные функции фотографии, могут быть описаны, в том числе через понятие «оптически-бессознательного», отсылающее к работе Вальтера Беньямина «Краткая история фотографии». Отдельно внимание уделено тому, как именно в тексте Гюнтера Грасса представлено «невидимое», которое остается не показанным, но проговоренным, и даже «озвученным» благодаря структуре текста, написанного в жанре разговора. В результате, «Фотокамера» представляет собой многослойный текст, содержащий своеобразную инверсию значений, традиционно закрепленных за фотографией и литературой. Фотографическое изображение наделяется значением воображаемого, а слово — одновременно печатное и устное — отвечает за «достоверность» и более того призвано вернуть ее фотографии. В тоже время «Фотокамера» представляется текстом, исследовательский потенциал которого сопоставим с текстами по теории фотографии.
“The Optical Unconscious”: Photography Theory in Gunter Grass’s Book “The Box”
The article explores the meanings of photography as presented in the contemporary German writer and Nobel Prize winner, Günter Grass’s book “The Box — Tales from the Darkroom”. The book appears as both an autobiography and a work of fiction at the same time; thus, there is an inherent tension between the issues of the documentary and the imaginary. In this text, the subject of photography is vested with the ability to display the future, the past (including secret and hidden events), and the imaginary. Such conceptions about the photographic image’s capabilities to capture the “invisible" intersect with works on photography theory. Potential functions of photography can also be described through the concept of the "opticalunconscious", referring to Walter Benjamin's work "A Brief History of Photography". Special attention is given to how the text represents the “invisible”, that which is not shown, but is articulated and even "voiced" because of the structure of the text written in the genre of conversation. As a result, “The Box” is a complex text that includes the inversion of traditional meanings of photography and literature. The photographic image is presented by means of the “imaginary”, and the word — both printed and verbal — is responsible for the "documenting" and furthermore devoted to bringing this meaning back to the image. At the same time, "The Box” is a text with wide research potential, comparable to the basic texts on photography theory.