Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №2, 2018

Павел ТАЛЕРОВ
"Любо, братцы, жить…": Кинематографическая жизнь Нестора Махно

Павел Иванович ТАЛЕРОВ

Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
Директор Учебного центра по РОУГиМЗ ИДПО, кандидат исторических наук, доцент

 

Нестор Махно, народный полководец Гражданской войны, – одна из ключевых фигур российской истории начала ХХ в. Его неординарный облик и трагическая судьба не раз вдохновляли писателей и художников на создание повестей и романов, а кинематографистов – различных экранизаций, в которых он выступал одним из главных героев. Статья посвящена исследованию экранного образа Н. И. Махно с первого фильма начала 1920-х гг. по сегодняшний день. Не успела отгреметь Гражданская война, когда зритель увидел первый советский боевик «Красные дьяволята» по повести П. А. Бляхина, а уже в постсоветские времена нас осчастливили продолжительным сериалом «Девять жизней Нестора Махно». В этих фильмах Махно выступал главным действующим лицом. В других картинах, которых было немало, он появлялся в эпизодах. Но это были яркие, запоминающиеся эпизоды и образы. В частности, во всех экранизациях трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» исполнители роли Махно небесталанно проводили в сознание зрителя авторские идеи этого эпического произведения, хотя и с учетом меняющейся политической конъюнктуры. А исполнение роли Нестора Ивановича Б.П. Чирковым в экранизации романа Вс. Иванова «Пархоменко» отнесено к шедеврам советской кинематографии.
Вместе с тем сценаристы и режиссеры не ставили своей целью показать реальную историческую личность, раскрыть феномен Махно и махновщины, дать объективную оценку историческим фактам, а лишь использовали известное имя для своего киногероя, подчиняясь общей идейно-политической линии текущего момента. В годы Советской власти этот образ чаще принимал гротескно-карикатурную форму, вызывая у зрителя негативные эмоции и отторжение. Однако все эти фильмы были популярны и несли вполне определенную идеологическую нагрузку в широкие массы. Переосмысление отечественной истории в постсоветский период отразилось и на изменении подхода в изображении исторических персонажей. И, хотя экранный облик Махно и в наше время существенно отличается от своего реального прототипа, тем не менее, уже не создает отталкивающего впечатления, мотивирует зрителя на уважение к историческому прошлому своей Родины и его внимательное изучение.



Другие статьи автора: ТАЛЕРОВ Павел

Архив журнала
ку№1, 2019№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4,2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба