Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №2, 2018

Джереми ХИКС
«Культ личности» в фильмах Михаила Ромма

Джереми ХИКС

Лондонский университет Королевы Мэри, Лондон, Великобритания
Профессор русской культуры и кино, заведующий кафедрой современных языков и культур

 

В статье производится анализ «культа личности» в фильмах советского режиссера Михаила Ильича Ромма. Как известно, его документальный фильм «Обыкновенный фашизм» 1965-го года был интерпретирован как закодированное разоблачение культа личности Сталина, произведенное под видом критики нацизма. Однако в то же время Ромм выступил одним из создателей в советском кино культов и Ленина, и Сталина, если судить по его работам «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1938). Это были первые фильмы, которые поместили в центр драматургической структуры фигуру Ленина, тесно привязав к нему Сталина. После смерти Сталина режиссер в своих письмах и заявлениях осудил создание и пропаганду в советском кино культа личности Сталина, однако в его документальных фильмах мы видим, что он анализировал и подвергал критике культ личности Гитлера и Мао Цзэдуна, но никогда Сталина. Кроме того, в двух своих картинах он пытался спасти от «монументализации» образ Ленина, представив его как более доступного, подлинно популярного персонажа, ведущего за собой посредством убеждения, а не принуждения. 
В статье прослеживается процесс трансформации образа Ленина в киноработах Ромма: «Живой Ленин», фильм 1958-го года, состоял почти полностью из хроникальных кадров, запечатлевших вождя революции. Этот материал был по-новому отредактирован и снабжен новым устным закадровым комментарием в 1969-м, с еще большим акцентом на частной жизни Ленина. То же самое направление трансформации образа можно увидеть в «Первых страницах» (1970) – документальном фильме, который исследует практики репрезентации Ленина в советском кино (в фильме проводится мысль, что изображение вождя киносредствами не было навязано сверху, а явилось ответом на народную потребность видеть «живого Ленина»). Ромм размышляет о возвращении не только к фигуре Ленине, но также и к методам 1920-х годов, особенно в том, что касается потенциала документального фильма, трактуемого как более правдивый и подлинный, как ключ к возрождению советского проекта. Ромм добавляет к кадрам немого документального фильма устный закадровый комментарий, произносимый в очень личной манере, – это звучит голос самого Ромма, поместившего данный прием в центр созданного им жанра «фильма-размышления». Первым примером данного жанра стал «Обыкновенный фашизм», затем прием получил развитие в картине «И всё-таки я верю…» (1975), повествующей о студенческом движении 1968-го года (и завершенной учениками Ромма уже после его смерти в 1971-м). В этом фильме Ромм еще раз вернулся к теме осуждения культа личности, на материале современной истории Китая и роли в ней Мао Цзэдуна. В целом, мы видим, что последние документальные фильмы Ромма занимают центральное место в его последовательной попытке переработать и возродить коммунистические идеалы и ленинизм, очищенные от «загрязнения сталинизмом».



Другие статьи автора: ХИКС Джереми

Архив журнала
ку№1, 2019№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4,2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба