Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №2, 2018
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Доцент Школы культурологии факультета гуманитарных наук, кандидат философских наук
С послевоенного времени начинается скрытая борьба за присвоение значений тембрам духовых инструментов и право оперирования различными модальностями этих значений. В статье затрагиваются вопросы соотношения политической конъюнктуры и нейтрализующих ее эстетических стратегий. Речь идет о неочевидном инструментарии выстраивания киноповествования, различными способами использующим голоса духовых, эмансипированные в результате джазовых, эстрадных и симфонических экспериментов. В этих процессах можно выделить два условных вектора – «милитаристский», создающий рамку воображаемого пространства отвоеванного, и «гуманистический», преображающий это предзаданное пространство в пространство мечты, несбывшегося, духовного-секулярного. На примере конкретных аудиовизуальных решений в статье демонстрируется, по каким именно каналам и в результате каких комбинаций складывается и каталогизируется духовой тембральный канон. Делается акцент на трансформациях отдельных инструментов – гобоя, флейты, валторны, трубы, горна – с тем, чтобы показать, как распределяется потенциал влияния инструмента и создается поле преемственности в киномузыке.